Виктор Франкл. В поисках смысла.

Ответить
Аватара пользователя
Винни
полковник
полковник
Сообщения: 7057
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 21:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Винни »

 
Книга психотерапевта (логотерапевта) прошедшего через Освенцим:
https://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt

"Что было действительно необходимо - это коренное изменение нашего
отношения к жизни. Мы должны были научиться, и более того, учить отчаявшихся
людей, что на самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то,
что жизнь ожидает от нас. Нам нужно было перестать спрашивать о смысле
жизни, а вместо этого понять, что жизнь задает вопросы нам, ставит задачи -
ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и
размышлениях, а в правильных поступках и правильном поведении. В конечном
счете жить означает брать на себя ответственность за выбор правильного
ответа на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает
каждому человеку.
Эти задачи, и следовательно, смысл жизни, - разные для разных людей,
они меняются от одного момента к другому. Поэтому невозможно определить
смысл жизни вообще. На вопросы о смысле жизни никогда нельзя отвечать
огульными утвержениями. "Жизнь" не является чем-то абстрактным и
неопределенным, это нечто очень реальное и конкретное, и, точно так же, ее
задачи реальны и конкретны. Они составляют судьбу человека, которая различна
и уникальна у каждого. Ни человека, ни его судьбу нельзя сравнивать с любым
другим человеком и любой другой судьбой. Ни одна ситуация не повторяется, и
каждая ситуация требует своего ответа. Иногда ситуация, в которой
оказывается человек, требует от него изменить свою судьбу действием,
поступком. В других случаях для него более благоприятно воспользоваться
возможностью выждать - и это может быть лучшей реакцией. Иногда требуется
просто принять судьбу как она есть и нести свой крест. Каждая ситуация
уникальна, и всегда есть только один верный ответ на нее.
Когда человек понимает, что его удел - страдать, он должен принять это
страдание как свою задачу, свою единственную и уникальную задачу. Он должен
понять, что даже в страдании он уникален и один во всей вселенной. Никто не
может освободить его, или облегчить его страдание, или взять его на себя.
Единственная его возможность - решить, как он будет нести свое бремя."

" Смысл жизни

Я не думаю, что какой-нибудь врач может ответить на этот вопрос общим
определением, просто потому что смысл жизни - разный от одного человека к
другому, от одного дня до другого и от одного часа до другого.Таким образом,
можно говорить не о смысле жизни вообще, а о специфическом смысле жизни
данного человека в данный момент. Ставить вопрос в общих выражениях - все
равно что спросить чемпиона мира по шахматам: "Скажите, какой шахматный ход
- самый лучший в мире?" Не существует такой вещи, как лучший или просто
хороший ход вне конкретной ситуации в игре и личности противника. То же
самое верно для человеческой жизни. Не следует искать абстрактного смысла
жизни. У каждого есть свое особое призвание или миссия, конкретное
предназначение в жизни, которое требует выполнения. Во всем этом ему нет
замены, и его жизнь не может быть прожита заново. Таким образом, задача
каждого уникальна, как и его специфическая возможность ее выполнить.
Так как каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку,
ставя задачу, которую ему надо решить, вопрос о смысле жизни следует
повернуть в обратном направлении. В конечном итоге, не человек должен
задавать этот вопрос; напротив. он должен признать, что спрашивают его.
Одним словом, это жизнь задает человеку вопрос, и он может ответить только
одним способом - отвечая за свою собственную жизнь, взяв на себя
ответственность за свои поступки. Итак, логотерапия видит в ответственности
саму сущность человеческого существования."

"Действительная свобода
может выродиться в простой произвол, если она не ограничена
ответственностью. Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы га восточном
берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу."
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."

Диагностика предрасположенности к суициду
Аватара пользователя
Агния Львовна
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 18423
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Агния Львовна »

 
Винни, хорошо бы поместить здесь как можно больше отрывков о смысле жизни, подходящих для нашего форума. Будем их использовать.
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)

Аватара пользователя
Винни
полковник
полковник
Сообщения: 7057
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 21:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Винни »

 
"Не ставьте себе целью
успех - чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем
вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он
должен получиться - и получается - как неожиданный побочный эффект личной
преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности
другому человеку. Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы
должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем. Я хочу, чтоб вы
прислушивались к тому, что велит вам совесть, и выполнять ее советы ,
употребив на это лучшие силы и знания. Тогда вы доживете до того, чтоб
увидеть, как через долгое время - долгое время, я сказал! - успех придет, и
именно потому, что вы забыли о нем думать!"

"Я вспоминаю американского врача, который однажды явился в мой
кабинет и спросил меня: "Так что, доктор, вы психоаналитик?" На что я
ответил: "Не совсем психоаналитик; можно сказать, психотерапевт." Он
продолжал расспросы: "Какую школу вы представляете?" Я ответил: "Это моя
собственная теория, она называется логотерапией." "Можете ли вы изложить мне
в одном предложении, что понимается под логотерапией? По крайней мере, в чем
разница между психоанализом и логотерапией?" "Да, - сказал я. - Но сперва,
можете ли вы изложить в одной фразе, в чем, по-вашему, сущность
психоанализа?" Вот его ответ: "Во время психоанализа пациент должен лежать
на кушетке и рассказывать вещи, о которых иногда говорить очень неприятно."
На что я немедленно ответил следующей импровизацией: "Ну, а в логотерапии
пациент может остаться в кресле, но должен выслушивать вещи, которые иногда
очень неприятно услышать."
Конечно, это была шутка, а не квинтэссенция логотерапии. Однако кое-что
в ней есть, так как логотерапия, по сравнению с психоанализом, метод менее
ретроспективный (обращенный в прошлое) и менее интроспективный (обращенный
на самонаблюдение). Логотерапия фокусируется главным образом на будущем,
иначе говоря, на смысле того, что пациент должен сделать в будущем.
(Логотерапия действительно является психотерапией, сосредоточенной на
смысле.) В то же время логотерапия разрывает все образовавшие порочный круг
механизмы обратной связи, которые играют такую большую роль в развитии
неврозов. Таким образом типичная невротическая сосредоточенность на себе
рассеивается, вместо того, чтобы постоянно крепнуть и усиливаться.
Разумеется, это крайнее упрощение. Но все же в логотерапии пациента
действительно ставят перед вопросом о смысле его жизни и переориентируют по
отношению к нему. Если помочь пациенту осознать этот смысл, это может
существенно помочь преодолению его невроза.
Сейчас я объясню, почему я употребляю термин "логотерапия" как название
моей теории. Logos - это греческое слово, которое означает "смысл".
Логотерапия, или, как назвали ее некоторые авторы, "третья венская школа
психотерапии", сосредоточена на смысле человеческого существования и на
поисках человеком этого смысла. Согласно логотерапиии, стремление найти
смысл жизни - основная мотивационная сила человека. Вот почему я говорю о
воле к смыслу в отличие от принципа удовольствия (или, как мы могли бы
сказать, воле к удовольствию), на которой сосредоточен фрейдовский
психоанализ, а также в отличие от воли к власти, на которой сосредоточена
адлеровская психология (она пользуется термином "стремление к
превосходству")."

" Поиск смысла жизни - это основная мотивация человеческой жизни, а вовсе
не "вторичная рационализация" (сознательное объяснение) инстинктивных
побуждений. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и
осуществлен только самим человеком ; только тогда он может удовлетворить его
собственную волю (стремление) к смыслу. Есть авторы, которые утверждают, что
смысл и ценности жизни являются "всего лишь защитными механизмами,
конструкцией из реакций и сублимаций". Но что касается меня, я вовсе не хочу
жить ради моих "защитных механизмов", и не готов умереть ради моих
"реакций". Однако человек способен жить и даже умереть ради своих идеалов и
ценностей."

" Я приведу следующиий пример: высокопоставленный американский дипломат
пришел в мой венский кабинет, чтобы продолжить курс психоаналитического
лечения, начатого пять лет назад у нью-йоркского психоаналитика. Сначала я
спросил, почему он вообще считает, что ему необходимо такое лечение.
Оказалось, что пациент не удовлетворен своей карьерой, и ему очень трудно
согласиться с американской внешней политикой. Однако его психоаналитик
твердил ему опять и опять, что он должен стараться помириться со своим
отцом, потому что правительство США и, в частности, его непосредственное
начальство являются не чем иным, как "образом отца", и следовательно, его
неудовлетворенность своей работой вызвана ненавистью, которую он питает к
своему отцу. В течение пяти лет психоанализа пациента все больше убеждали
принять такую интерпретацию, пока он окончательно не потерял способность
видеть реальный лес сквозь пышные кусты символов и образов. После нескольких
бесед стало ясно, что его воля к смыслу была расстроена его профессией, и
что на самом деле он страстно мечтает заниматься каким-нибудь другим делом.
Так как у него не было серьезных причин держаться за свою профессию и не
овладеть совсем другой, он это и сделал - и с самым удовлетворительным
результатом. С тех пор прошло пять лет - и он по-прежнему доволен своим
новым занятием, как он мне недавно сообщил. Вряд ли это вообще был случай
невроза, и поэтому я решил, что он не нуждается ни в какой психотерапии, и
даже в логотерапии, по той простой причине, что он на самом деле не болен.
Не всякий конфликт обязательно является невротическим; некоторый уровень
конфликта вполне нормален. В таком же смысле страдание - не всегда
патологическое явление; оно может быть не симптомом невроза, а человеческим
достижением, особенно если страдание вырастает из экзистенциального
расстройства. Я совершенно не допускаю, что поиск смысла существования, или
даже сомнения относительно него, всегда вызваны болезнью или приводят к ней.
Экзистенциальное расстройство или крушение само по себе не является
патологией, и не патогенно (не порождает патологию). Озабоченность человека,
даже его отчаяние и сомнения в ценности жизни - это экзистенциальное
страдание, но ни в коем случае не душевная болезнь. Очень часто бывает, что
интерпретация первого в терминах второй побуждает врача похоронить
экзистенциальное отчаяние своего пациента под грудой транквилизаторов. А на
самом деле его задача - провести пациента через его экзистенциальный кризис
к духовному росту и развитию."
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."

Аватара пользователя
Винни
полковник
полковник
Сообщения: 7057
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 21:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Винни »

 
" Можно считать, что душевное здоровье основано на определенной степени
напряжения, вызванного разницей между тем, что уже достигнуто, и тем, что
еще нужно совершить; разрывом между тем, что ты есть, и чем ты должен стать.
Такое напряжение присуще человеческому существу, и поэтому незаменимо для
душевного благополучия.Так что не стоит колебаться, ставить ли перед
человеком задачу поиска потенциального смысла его жизни, который ему надо
осуществить. Только так мы можем пробудить в нем волю к смыслу, которая
находится в латентном (спящем) состоянии. Я считаю опасным ложное понятие
душевной гигиены, предполагающее, что человек в первую очередь нуждается в
равновесии, или, как это называется в биологии, "гомеостазе", т.е. в
ненапряженном состоянии. В чем человек действительно нуждается - так это не
в расслаблении, а скорее в стремлении к значительной цели, свободно
выбранной задаче, - и в борьбе за ее выполнение. Он нуждается не в снятии
напряжения любой ценой, а в зове потенциального смысла, ждущего от него
осуществления. Человеку нужен не гомеостаз, а то что я называю ноодинамикой,
т.е. экзистенциальная динамика в силовом поле напряжения, где один полюс
является смыслом, который следует осуществить, а другой полюс - сам человек,
который и должен это сделать. И не надо думать, что это верно только в
нормальных условиях; для невротиков это еще полезнее. Если архитектор хочет
укрепить обветшавшую арку, он увеличивает лежащий на ней груз, потому что
тогда ее части крепче соединяются друг с другом. И если врач хочет укрепить
душевное здоровье пациента, он не должен боятья создать значительное
напряжение, переориентируя его по направлению к смыслу жизни.
Указав на благотворное действие ориентации на смысл, я обращаюсь к
вредному влиянию того чувства, на которое нынче жалуются так много
пациентов, а именно чувства всеобщей и окончательной бессмысленности их
жизни. У них нет осознания смысла, ради которого стоит жить. Их преследует
ощущение внутренней пустоты, вакуума; они попали с ситуацию, которую я
назвал "экзистенциальным вакуумом".


Экзистенциальный вакуум

Экзистенциальный вакуум - широко распространенное в двадцатом веке
явление. Его легко объяснить; в нем виновата двойная утрата, которую человек
перенес с тех пор, как стал настоящим человеческим существом. В начале своей
истории человек утратил часть животных инстинктов, которые определяли
поведение животного и служили ему охраной. Такая охрана, как и Рай, навсегда
потеряна для нас; нам приходится принимать решения сознательно. Вдобавок,
произошла еще одна утрата, причем на совсем недавней ступени развития:
традиции, которые долго служили надежной опорой поведения человека, сильно
ослабели. Теперь ни инстинкты не говорят ему, что нужно делать, ни традиции
- как следует поступать; иногда он даже сам не знает, чего ему хочется.
Вместо этого, человек либо стремится поступать так, как другие (конформизм),
либо делает то, что другие от него хотят (тоталитаризм).

Экзистенциальный вакуум проявляет себя главным образом в состоянии
скуки. Сейчас мы можем понять Шопенгауэра, когда он сказал, что человечество
очевидно обречено вечно шататься между двумя крайностями - бедствиями и
скукой. Фактически скука в наше время вызывает больше проблем и доставляет
психиатрам больше хлопот, чем бедствия. И эти проблемы становятся все более
острыми, потому что прогресс автоматизации обещает нам все большее
количество свободного времени, доступного среднему работнику. Как обидно,
что многие из них не будут знать, что с ним делать.
Рассмотрим, например, "воскресный невроз", вид депрессии, беспокоящий
людей, которые осознают бессодержательность своей жизни в те дни, когда
суета рабочей недели кончилась, и заявляет о себе внутренняя пустота.
Причину немалой доли самоубийств можно проследить до такого
экзистенциального вакуума. Нельзя понять такие широко распространенные
явления, как депрессия, агрессия и наркомания всех видов, если не признать
их подоплекой экзистенциальный вакуум. То же самое - и в случае кризиса
пенсионеров и стариков."


"...смысл жизни все время меняется, но никогда не
исчезает. Согласно логотерапии, мы можем обнаружить этот смысл на трех
разных направлениях: (1) занимаясь творчеством или работой, или совершая
подвиг; (2) переживая нечто или встретив кого-то; (3) заняв достойную
позицию по отношению к неизбежному страданию. Первое направление, путь
достижений и свершений, не нуждается в объяснениях; второе и третье требуют
уточнения.
Второй путь нахождения смысла жизни - это переживания, познание чего-то
- доброты, истины и красоты, природы и культуры, и наконец - познание
другого человеческого существа в его предельной уникальности, единственности
- полюбив его.

Смысл любви

Любовь - это единственный способ понять другое человеческое существо в
глубочайшей сути его личности. Никто не может полностью понять саму сущность
другого человеческого существа, если он не будет его любить. Любовь придает
нам способность увидеть особенности и самые существенные черты любимого
человека, и даже больше - увидеть его еще не реализованный потенциал. Более
того, своей любовью любящий человек помогает любимому реализовать этот
потенциал. Заставив любимого осознать, чем он может стать, можно помочь ему
осуществить свои возможности.
В логотерапии любовь не интерпретируется как простой эпифеномен
(вторичное явление) сексуальных побуждений и инстинктов в смысле так
называемой их сублимации. В норме секс - это способ выражения любви. Секс
оправдан, даже освящен постольку, и только в той мере, в какой он является
средством любви. Итак, любовь не рассматривается как простой побочный эффект
секса; скорее секс - это способ выразить ощущение той предельной близости,
которая называется любовью.
Третий путь найти смысл жизни - через страдание.

Смысл страдания

Мы не должны забывать, что найти смысл жизни можно и тогда, когда мы
находимся в безнадежной ситуации, во власти судьбы, изменить которую
невозможно. Именно тогда предоставляется возможность проявить качества, на
которые способен только человек - превратить личную трагедию в триумф,
превратить приговор судьбы в подвиг. Когда мы больше не в состоянии изменить
ситуацию, такую как неизлечимая болезнь, от нас требуется изменить себя.
Я приведу яркий пример: однажды пожилой врач-терапевт стал советоваться
со мной по поводу своей тяжелой депрессии. Он не мог справиться с горем по
поводу смерти жены, умершей два года назад, которую он любил больше всего на
свете. Как я могу ему помочь? Что я должен ему сказать? Я воздержался от
прямых утешений, а вместо этого спросил: "Что было бы, доктор, если бы вы
умерли первым, и вашей жене суждено было бы пережить вас?" "О, - сказал он.
- Для нее это было бы ужасно; она бы так страдала!" Я ответил: "Вот видите,
доктор, такое страдание ее миновало, и это вы избавили ее - ценой того, что
пережили ее и оплакиваете ее." Он не сказал ни слова, только пожал мне руку
и вышел из кабинета. В какой-то мере страдание перестает быть страданием в
тот момент, когда оно обретает смысл - смысл жертвоприношения.
Конечно, это не было терапией в прямом значении слова: во-первых, его
отчаяние не было болезнью; во-вторых, я не мог изменить его судьбы,
воскресить его жену. Но в этот момент мне удалось изменить его отношение к
неумолимой судьбе, и он по крайней мере смог увидеть смысл в своем
страдании. Это один из основных принципов логотерапии: главное стремление
человека не к тому, чтобы получить удовольствие или избежать боли, а к тому,
чтобы увидеть смысл своей жизни. Вот почему человек готов даже страдать,
если он уверен, что в его страдании есть смысл.
Я только обязательно должен уточнить, что страдание ни в коем случае не
является необходимым, чтобы найти смысл. Я лишь настаиваю, что смысл
возможен даже несмотря на страдания - разумеется, если страдание неизбежно."
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."

Аватара пользователя
Винни
полковник
полковник
Сообщения: 7057
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 21:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Винни »

 
" В наше время психиатр все чаще сталкивается с пациентами, которые
приходят к нему с чисто человеческими проблемами, а не с невротическими
симптомами. Некоторые из тех, кто нынче обращается к психиатру, раньше
пришли бы к священнику, пастору или раввину. Теперь они часто не доверяются
священнослужителю, а вместо этого ставят перед врачом такие вопросы, как: "В
чем смысл моей жизни?"


Сверх-смысл

Этот окончательный смысл несомненно находится вне ограниченных
интеллектуальных способностей человека; поэтому в логотерапии мы говорим о
сверхсмысле. От человека требуется вовсе не вытерпеть бессмысленность жизни,
как учат некоторые экзистенциальные философы; а наоборот - смириться со
своей неспособностью понять ее безусловную осмысленность в рациональных
выражениях. Logos глубже логики.


...страх провоцирует как раз то, чего человек
боится, а излишнее стремление делает невозможным как раз то, к чему он
стремится.
Вот один случай. Молодой врач стал советоваться со мной по поводу
своего страха вспотеть в неподходящий момент. Обычно тревожного ожидания как
раз было достаточно, чтобы бросить его в обильный пот. Чтобы разорвать этот
круг, я посоветовал пациенту, когда это с ним произойдет, решиться открыто
показать людям, как сильно он может вспотеть. Через неделю он вернулся ко
мне, чтобы доложить: как только он встречал кого-нибудь, кто возбуждал его
тревожное ожидание, он говорил себе: "Раньше с меня сходил только один литр
пота, но сейчас, наверно, сойдет десять." И вот, после четырех лет фобии, он
сумел, за неделю и после одного визита к врачу, навсегда освободиться от
нее.
У нас был пациентом счетовод, который без всякого успеха лечился у
многих врачей в различных клиниках. В наше больничное отделение он поступил
в состоянии крайнего отчаяния, признавшись, что уже близок к самоубийству.
Несколько лет он страдал "писчим спазмом", который стал настолько тяжелым,
что ему грозила потеря работы. Его положение могла облегчить только срочная
помощь. Приступив к лечению, д-р Ева Кордера посоветовала пациенту
стремиться как раз к противоположности того, к чему он обычно стремился:
вместо того чтобы стараться писать как можно более аккуратно и разборчиво,
постараться изобразить каракули, наихудшие из возможных. Пусть он скажет
себе: "Вот сейчас я вам покажу, как я пишу - как курица лапой!" И как раз
тогда, когда он решил нарочно писать неразборчиво, у него это не получилось.
"Я старался, но просто не смог," - сказал он на следующий день. И вот таким
образом пациент за 48 часов освободился от своего писчего спазма, и за весь
наблюдательный период ни разу им не страдал. Теперь он снова счастлив и
полностью работоспособен.


Однако что касается чувства бессмысленности жизни, нельзя
упускать из виду, что по существу это чувство не патология, не симптом
невроза, а скорее, я бы сказал, доказательство человечности пациента. Но
хотя это чувство не вызвано чем-то патологическим, оно само может вызвать
патологическую реакцию; другими словами, оно потенциально патогенно.
Посмотрим только на массовый невротический синдром, столь распространенный в
молодом поколении; есть множество эмпирических данных, что три грани этого
синдрома - депрессия, агрессия, наркомания - обусловлены тем, что в
логотерапии называется "экзистенциальным вакуумом" - чувством пустоты и
бессмысленности жизни.


А сейчас обратимся к вопросу о самом смысле. Сначала я хочу четко
сказать, что логотерапевта в первую очередь интересует потенциальный смысл,
который в дремлющем состоянии скрыт в каждой из отдельных ситуаций, с
которыми человек встречается в своей жизни. Поэтому я не буду здесь
задерживаться на чьей-то жизни в целом, хотя я не отрицаю, что такой широкий
смысл существует. Для сравнения рассмотрим кинофильм: он состоит из тысяч и
тысяч отдельных изображений, и каждое из них несет какой-то смысл, и все же
смысл всего фильма нельзя увидеть до того, как будет показана его последняя
часть. Однако мы не сможем понять весь фильм, если не поймем каждую его
компоненту, каждое из отдельных изображений. Разве нельзя сказать то же
самое о человеческой жизни? Разве ее окончательный смысл не раскрывается
только в конце, на пороге смерти? И разве этот окончательный смысл не
зависит от того, был или не был реализован потенциальный смысл каждой
отдельной ситуации в наиболее полном соответствии со способностями и
верованиями человека?


Опросы общественного мнения в Австрии показали, что наибольшее уважение у
большинства опрошенных вызывают не великие деятели искусства и науки, не
выдающиеся государственные деятели и спортивные рекордсмены, а те, кто
справляется с выпавшим им на долю тяжким жребием, высоко подняв голову."
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."

Аватара пользователя
Винни
полковник
полковник
Сообщения: 7057
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 21:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Винни »

 
Виктор Франкл. "В борьбе за смысл".
https://lib.rus.ec/b/17307/read

"Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию,--именно гам мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: "Я видел похороны с пышным гробом и музыкой-и начинал смеяться: не безумцы ли-устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шел на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом". И далее Иегуда Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провел в Освенциме: "Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим".

"В принципе имеет под собой основания утверждение А.Унгерсмы, что фрейдовский принцип удовольствия является ведущим принципом поведения маленького ребенка, адлеровский принцип могущества-подростка, а стремление к смыслу является ведущим принципом поведения зрелой личности взрослого человека."

"Я видел параноиков, которые из своих иллюзорных идей преследования убивали своих мнимых врагов; но я встречал также параноиков, которые прощали своих предполагаемых противников. Эти параноики действовали, исходя не из своего психического расстройства, а скорее реагировали на это расстройство, исходя из своей человечности. Если говорить о суициде, а не об убийстве других, есть случаи депрессии, которые приводят к самоубийству, а в других случаях люди оказываются способными преодолеть суицидальный импульс ради чего-то или ради кого-то. Они слишком, так сказать, увлечены, чтобы быть вовлеченными в самоубийство.

...я не устаю цитировать Йоханесса Ланге, который рассказал о случае двух братьев-близнецов. Один из них стал изобретательным преступником, другой- изобретательным криминалистом. Изобретательность могла быть передана по наследству, но стать преступником или криминалистом, как в этом случае,-это вопрос отношения. Наследственность-это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем."

"Блез Паскаль однажды сказал: "Сердце имеет доводы, которых разум не знает". Поистине есть то, что называется мудростью сердца."

"Только совесть может как бы согласовать "вечный", всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека. Жизнь по совести-это всегда абсолютно индивидуально-личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие. Совесть всегда учитывает конкретность моего личного бытия."
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."

Аватара пользователя
Ol_2011
полковник
полковник
Сообщения: 6067
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 16:54
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Ol_2011 »

 
Винни, спасибо, что опубликовали выдержки из этой книги. Конечно, прочтение таких книг требует определенной подготовки. Как эта книга попала мне в мой "непростой" период? До сих пор удивляюсь! Но она мне очень помогла! Спасибо. Может и другим поможет.
«Далеко не всегда можно лететь на крыльях вдохновения, все остальное время приходится двигаться на костылях дисциплины»

Аватара пользователя
Винни
полковник
полковник
Сообщения: 7057
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 21:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Виктор Франкл. В поисках смысла.

Сообщение Винни »

 
Ol_2011 писал(а):Винни, спасибо, что опубликовали выдержки из этой книги. Конечно, прочтение таких книг требует определенной подготовки. Как эта книга попала мне в мой "непростой" период? До сих пор удивляюсь! Но она мне очень помогла! Спасибо. Может и другим поможет.
Я рада, что книга Вам помогла. Конечно, его книги написаны как научные работы, но содержащиеся в них мысли полезны не только ученым, но и всем нам.
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."

Ответить

Вернуться в «Самопознание и духовные вопросы»