Тихология - наука быть счастливым

Цели, желания, радости. О чувствах, о мире и др.
Родная
мл. сержант
мл. сержант
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 03 дек 2008, 12:12
Цель пребывания на форуме*: Присутствуют мысли о самоубийстве - хочу получить помощь

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Родная »

 
С удовольствием прочитала все посты :) .Оказывается, не так уж отличаются представления людей (разных профессий, социальных статусов, национальностей и пр.)о счастье. Позвольте предложить ученым -тихологам на рассмотрение еще один материал. Этот очерк я нашла год назад в "Новой газете". Прочитала и обалдела. Потом я его часто перечитывала, когда мне было плохо :) .

Возвращение в рай

Сорокалетие мужчины не празднуют. Не принято. Понятно почему

Мне сорок стукнет через пару месяцев. И вот что выяснилось. Оказывается, на этом переломе можно не только пытаться преодолевать кризис среднего возраста, но и испытывать счастье. Проверено на себе. Вот как это случилось.

Я живу в центре Красноярска, на первых этажах моего дома расположен офис турагентства Рaradise*. Рядом со сталинкой на «Красрабе»**, где проживает мой товарищ Сергей, находится ларек «Рай». Там торгуют чипсами и пивом. Мы живем давно, в женах запутались, детей — не по одному, мы занимаемся всякими делами и становимся трусами.

Мы боимся искать счастье — вот что я понял, обнаружив как-то себя стоящим в прострации на ступенях магазина, усыпанных бумажными самолетиками, сделанными из школьных тетрадей и страниц учебника ботаники. Я смотрел на самолетики, в большинстве своем уже раздавленные прохожими, и думал, что жизнь закончилась как поток разочарований и началась жизнь после смерти. Уже не очаровываешься, чтобы не разочаровываться, все знаешь обо всем, пережито и испытано все, уже не знаешь, о чем говорить с людьми. С друзьями проще — просто молчишь. В чем смысл такой жизни?

Нет, не так: мы выжили в очень непростых испытаниях и сейчас-то мы должны быть счастливы после всего? А почему мы тогда несчастны? Зачем делать вид, что у тебя все как у людей, лепить горбатого, если предано и забыто все, о чем мечталось в юности, если чувствуешь себя издохшим? И, чувствуя себя издохшим, я побрел к своему-чужому дому, где сияет реклама агентства Рaradise.

Тогда я еще не знал, что изгнанные из рая постоянно ищут возвращения, даже если сами не подозревают о своих поисках и давно махнули на себя и собственную жизнь рукой. Рефлекторно, наверное, ищут.

Прошло что-то около месяца, и в моей жизни и в жизни моих друзей случилась река Верхняя Денежкина. Это Крайний Север, по Енисею ниже Курейки, за сталинским пантеоном и линией полярного круга. Здесь пути-ходы осетра, нельмы, тайменя. Недалеко от Верхней Денежкиной, впадающей в Енисей, противоположный берег рассекается устьем Боганиды — речки, увековеченной Астафьевым в «Ухе на Боганиде». Рыбацкие пески («плеса», как писал Астафьев) зовутся боганидскими. Кто их так назвал, по-видимому, испытал то же, что я.

Мы въехали на резиновой лодке с японским мотором из Енисея в устье Верхней Денежкиной (Денюшки). И — увидели рай. То есть я и мои друзья — грешники, конечно — реально оказались почему-то в раю. Изменилось вдруг все: воздух, вода, ландшафт. Проводимость, текучесть, жесткость. Соотношение зеленого цвета с серым, воды и неба. Я думал, такое можно только придумать, сочинить — в действительности вот так все не может сложиться: такая зеленая и гибкая трава, тишина, камни, такое сочетание цветов и такие пропорции, такие величины и размеры, свет, деревья. Река Бога. Прямо какая-то литературщина, в жизни так не бывает.

Но так было. Я кидал спиннинг и забывал крутить катушку. Замирал и смотрел, смотрел. Пенек с глазами. Проходил несколько шагов, поднимался чуть выше по берегу и в шоке останавливался вновь, душа переполнялась таким восторгом, который никогда прежде она не знала. Видимо, когда сильно красиво — это напрягает. Боишься, что душа просто разорвется. (Ничего, что я тут столько слюней развел? Потерпите — не могу сейчас без них.) Потом мы сели на лодку и поплыли против медленного течения вглубь. Убедившись в том, о чем думалось, я сказал Сереге: «Думаю, рай именно так и выглядит, только разве без комаров и мошки». Серега молчал, а когда он не согласен, он не молчит.

Такое дело: только в тот день я сделал 400 снимков, но ту реку снимать не стал. Странно, потом анализировал я, ведь до этого снимал именно виды природы. Я вообще не люблю снимать людей, за исключением некоторых, очень немногих, не люблю живопись с присутствием людей, музыку с присутствием человеческого голоса, и по телеку предпочитаю документалистику о животных и природе. И лучше всего чувствую себя в одиночестве. (Так было не всегда, в последние годы.) Так вот, там, на Денюшке, я ощутил, как меня наполняет счастьем, и при этом точно понимал, что так происходит в том числе и потому, что рядом были дорогие мне люди. Они мне всегда дороги, как бы ни складывалась их и моя жизнь, но их присутствие в моей жизни никогда, в общем, не одаривало счастьем, они были просто ее обязательным условием, как наличие воздуха и воды. А тут, на Денюшке, счастье накатывало еще и потому, что они просто были рядом, как и долгие годы до этого.

Да, возвращаясь к попыткам остановить мгновение: у меня была камера, вокруг был потрясающий объект для съемок, но я — не то чтобы оцепеневший, просто потрясенный — снимать не стал. Смог бы, вероятно. Но не стал.

На той реке мы стеснялись даже разговаривать, молчали все больше. Возможно, еще и затем, чтобы не нарушать покой этих мест. Только Серега сымитировал лай собаки, когда рядом с другим Серегой, шедшим по берегу, затрещали кусты — рядом, очевидно, были медведи. Потом мы повернули обратно, вышли в Енисей — и тут уже чайки хохотали, стонали, гундосили. Вот что еще странно. Покидать Денюшку было не жаль, хотя времени у нас был вагон: здесь, в полуночном краю, сейчас, в короткое сонное лето, ночью светло — полярный день. Днем месяц висел рядом с солнцем, потом оно заходило, но свет оставался блуждать по водам и берегам. Откуда было взяться этой легкости при расставании? Вот уж чего не было никогда. Я бы объяснил откуда — но как? Сказать: счастье было настолько полным, что места для новых впечатлений не оставалось? Нет, не то. Наверное, мужчины, особенно близкого возраста, поймут: представьте, что в эту красивую реку вы вошли как в прекрасную незнакомку. Как бы вам ни было хорошо, на каких бы по счету небесах вы ни летали, утром вам станет еще лучше — когда вы расстанетесь. Просто надо побыть наедине.
А было очень хорошо. И очень продолжительное время.

В общем, мы расстались. Но, послушайте только — это песня! — и вчера, и завтра, и в эти минуты, когда я пишу эти строки, и в те секунды, когда вы будете пробегать их глазами, там, в Эдемском саду в Туруханском крае, все так же и все то же. Те же пейзажи и то же полное отсутствие людей. Разве что медведь вышел ловить рыбу.

Не знаю, что происходило внутри моих друзей. Мы не разговаривали. Потом уже, на абсолютно в тех местах безлюдном Енисее, в зареве заката, когда светом пропитанный, как человек кровью, воздух покачивался, я сказал, что мы в те мгновения — единственные в мире наблюдатели этого уголка планеты, этого зарева.

Я и сейчас думаю об этом. Вот нас больше шести миллиардов, мы далеко не самые достойные особи из них, но наши глаза были единственными, что в тот день впитывали ту красоту. Я подумал бы, что Бог сделал описку, но он ведь не может. И раз я был допущен в это место, на реку Бога…

Вспомнилось вот о чем: воробьи — это, конечно, не дети голубей, а стерляди — не мальки осетров, но ведь похожи, крутятся рядом, едят рядом, и в детстве я думал, что из воробьев вырастают голуби, а из стерляди — осетры. При этом тогда, в свои безмятежные дни, никогда, насколько помню, не думал о том, что люди — это дети Бога. Я так думаю сейчас, после посещения Денюшки. Наличие нас, нашей компании в том месте — прямое доказательство этого тезиса. Несложного, но впервые мной понятого ярко и отчетливо — насколько это возможно. Совсем неплохо, что я до этого наконец дожил. Поздно, конечно. Но, судя по всему, многие так и ложатся в землю, этого не испытав.

Разбираясь в магии собственной жизни, я вспомнил лишь одно столь же яркое и грандиозное открытие — оно случилось в отрочестве. Мне открылось тогда, что я абсолютно такой же, как все. По-моему, осознание этого факта сопровождалось горьким сожалением. А теперь понял, как это — такой же, как все, — много значит. Я — такой же, как все, — могу быть счастлив безмерно и посещать небо на земле.

Лучшее, что было в моей жизни до этого, — если мерить яркостью счастья — возвращение домой из армии. Те минуты в сизом дыме тамбура, те шаги по перрону. Самое долгое счастье. Потом — дыра. Ничего. Были, конечно, моменты: ее силуэт в ярком солнечном свете, бьющем в глаза из окна. Или: ее родинка на плече, голые ноябрьские ветви, стучащие в окно, в луче света из приоткрытой двери появляется и исчезает лицо нашего сына, качающегося на качелях и уже заснувшего со слезой под левым глазом. Или: я с ним гуляю и вижу на его шапочке первый снег — он летит из голубого и солнечного неба. Но это — мгновения; ощущение счастья, даже когда рождались сыновья, улетучивалось быстро. Так, чтоб счастье затягивалось на два, три, четыре дня, — не бывало…

Когда вернулся из армии, в 20 лет, радостью было спать на свежих простынях, ощущать заново вкус кофе, качественных сигарет, ловить на себе женские взгляды, читать свежие газеты, наслаждением было просто это пестрое движение вокруг тебя. В 39, на енисейском берегу, где никакой пестроты и никакого движения, радостью снова стали самые простые вещи, о важности которых никогда не думал: одежда — любая, как защита от комаров, еда — любая, просто зажаренная на костре, даже без соли, только что пойманная рыба. Чистая вода — в которой крестили тебя, твоего отца, деда, миллионы других, кого ты никогда не видел, но этой воды у тебя много, ее никто не отнимет, она навсегда одна и та же, ты каждый день пьешь ее и купаешься в ней. Сама возможность думать, вспоминать, сравнивать: скажем, эту траву, эти волосы земли, что на Денюшке, ведь я уже видел. У Тарковского. Под водой — в «Солярисе», гнущуюся под ветром — в «Зеркале» и «Сталкере». Он, видно, тоже был на реке Бога и все видел.

Если б у меня было, как у кошки или идиотов, девять жизней, я бы в одной из них тоже снял фильм. В сорокалетнего мужика, скажем, бьет молния, ну или он разбивается на машине. Выйдя из комы, он помнит только то, что случилось с ним до 18 лет. До ухода в армию, все изменившего. Он бы в свои сорок искренне обладал убеждениями себя же 17-летнего, любил бы ту девушку, свою одноклассницу, которой теперь не было рядом, он бы чувствовал себя радикалом и революционером. Выходки — соответствующие. А вокруг него по-прежнему было то, чего он, давно ставший конформистом, достиг к своим сорока. И совсем другая женщина, незнакомые ему собственные дети, нелюбимая работа. И он не знал, что делать на работе (зато к нему вернулся поэтический дар, загубленный позже в армии), он не помнил сокровенную и весьма оригинальную эрогенную зону у жены, не узнавал любовницу. Когда другие ему взялись рассказывать о нем, какой он был, эти новости повергли его в депрессию. Он не мог понять, как он стал таким уродом. И ему очень нравился он сам в 17 лет. Потом память к герою вернулась, но ему уже эти новые знания и опыт были точно не нужны — и он валял дурака, с удовольствием руша свою жизнь, расставаясь с ненужными ему людьми. И был счастлив. О развязке фильма умолчу — вдруг у меня все-таки появится шанс его снять.

Вернувшись с Денюшки, привязав резиновую лодку к кораблю, мы завелись и пошли к Игарке, но ушли недалеко, пару миль — в три ночи бывший пограничный катер, теперь почти каждое лето доставляющий нас на Север, попал на мель. Было светло. Вспомнился такой же ночной свет в армии, в учебке, — от гор снега под окнами казармы. Этот отраженный свет тоже был тогда счастьем — ночью можно было прочитывать по странице-две книжки. Чтобы не забыть буквы.

На мели мы простояли почти сутки. Снова выбрались на «резинке» на берег, разожгли костер. Мой друг, хозяин корабля, отправился босиком бродить по чистейшим пескам в одиночестве, потом сказал: «Какое все-таки ох… чувство — идти по чистой планете!».

Так случай нам подарил еще день, когда счастье не отпускало, — это я сейчас анализирую то свое состояние, тогда же мне, да и, похоже, моим друзьям просто не приходило в голову рефлексировать, мы все жили сугубо глазами, ушами, носами, впитывая окружающий мир.

Наверное, столь же или по-другому красивых пейзажей на планете не так уж мало. Наверное, можно найти и столь же безлюдные. Дело, конечно, в нас самих, в том, что творится у нас внутри. Чтобы совпали те миллиарды импульсов, что посылает природа внутри тебя и вовне, чтобы это сочетание вернуло тебе покой, детскую способность летать, ничего не бояться и быть безбрежно счастливым.

Помню, лежал на песке и глядел в небо, засыпая, подумал, что если б жил здесь постоянно, среди такого открытого большого неба, на этом островке земли посреди неба тверди лишь 4 процента, 96 — небо, составил бы альбом, посвященный исследованию августовских облаков и их влиянию на людей, рыб, птиц, зверей и ангелов. Удобно, фотошоп не нужен: ни один снимок, откуда бы ты ни снимал небо здесь, не будет перечеркнут проводами.

Потом купались. Корабль наконец снялся с мели, отошел на фарватер, и мы — за линией полярного круга — ныряли с борта в Енисей (так и до этого было почти каждый день, ныряли и с высоченных бортов встретившихся нам барж); облака, отражающиеся в Енисее, дробились и распадались на брызги; прежде в небе за день можно было заметить хотя бы след от реактивного самолета — единственный признак цивилизации, в тот день я тоже было его заметил, но потом присмотрелся и понял, что это так причудливо вытянулось облако. И не было ничего от того мира, что есть за тысячи верст отсюда.

Во что, скажите, мы превращаем свою жизнь, если счастье испытываем, когда от нее, привычной нам жизни, не остается и следа? Во что мы превращаем себя, если и мы становимся лучше, и нам самим становится лучше, стоит неделю прожить без газет и телевизора? Радиоприемник был самой бесполезной штукой, взятой нами, — он не ловил ничего. Да, собственно, мы особо и не стремились услышать голоса из того мира. И, вообще, думаю, над местом, где река Бога, нет ни одного спутника. Если бы эти штуки висели там, ничего бы я не испытал, ничего бы не получилось. Я, наверное, так и продолжал бы пребывать в уверенности, что буду гореть в аду, а весь этот мир совсем скоро погибнет.

Напоследок нам устроили концерт радуг. Их было много. Они дугами перекинулись с берега на берег, от Верхней Денежкиной к Боганиде. Потом зажглись где-то на далеком противоположном берегу.

Это не все, что я увидел и почувствовал, но, пожалуй, это все, о чем стоит писать.

Когда вернулись в город, крепко выпили, и кто-то из нас (может, я сам) сказал: «Раньше я думал, что все главное в жизни уже было. Ан нет». Счастье отпустило дня через четыре.


"Новая газета» Алексей Тарасов
соб. корр. , Красноярск

P.S. Вот бы эту Денюшку своими глазами увидеть, с удочкй посидеть. Кто со мной?

Психологический тест онлайн
Родная
мл. сержант
мл. сержант
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 03 дек 2008, 12:12
Цель пребывания на форуме*: Присутствуют мысли о самоубийстве - хочу получить помощь

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Родная »

 
прошу прощения, что текст большой, но "резать" рука не поднялась

Аватара пользователя
Иришок
ст. лейтенант
ст. лейтенант
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 14 июл 2008, 15:46
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Иришок »

 
Спасибо вам всем БОЛЬШОЕ!!! Прочитала эту тему и почувствовала себя счастливой! :) :15:
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. (Конфуций)

Demos
мл. сержант
мл. сержант
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 29 янв 2009, 21:39
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Demos »

 
Сообщение на тему "Как быть несчастным" удалено автором темы как оффтоп. АЛ. :D

Можете рядом открыть тему "Как быть несчастным" . Я поддержу. :)

Аватара пользователя
Агния Львовна
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 18423
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Агния Львовна »

 
Родная писал(а): Напоследок нам устроили концерт радуг. Их было много. Они дугами перекинулись с берега на берег, от Верхней Денежкиной к Боганиде. Потом зажглись где-то на далеком противоположном берегу.
А меня вот эта картина потрясла. Круглую радугу видела над храмом, радугу над водопадом видела, даже три сразу в небе видела, но чтобы так... Я эту волшебную картину не воображением вижу, а душой чувствую.
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)

Аватара пользователя
Агния Львовна
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 18423
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Агния Львовна »

 
Еще одна беседа или проповедь о радости.

Радостный человек
О радости мнимой и настоящей и как ее достичь рассказывает священник храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади о. Игорь ФОМИН.

Я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: "Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги". Другой отвечает: "Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой". Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились? Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом. Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь.
О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком "минус" не означает, что нет никого со знаком "плюс". Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь. Чтобы рутина не заслонила Христа. Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия. Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Спаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры. Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: "Я готов обнять весь мир!". Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: "Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!". И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: "Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…". Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость. У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ "Расторжение брака", который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: "Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу". А епископ отвечает: "Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу" – "Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!" – "Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…" И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним.
Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься. Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: "Здравствуй, радость моя!" Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова "радость моя", сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: "Я вас люблю!". И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним. Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерундой. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: "Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!" Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посиди рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь. И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: "Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? " – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: "Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе".
Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: "О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться". Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим.
Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный радостный человек.
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)

Аватара пользователя
Timm
ст. прапорщик
ст. прапорщик
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 19:42
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Timm »

 
Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Счастье.

Счастье – фундаментальная категория бытия человека. Счастье – это не просто очередная моральная тема. Это вопрос, который затрагивает самые сокровенные, волнующие надежды и потребности каждого человека, независимо от его достатка, пола, национальности, религиозных убеждений и даже возраста. Вопрос о счастье и о том, как его достичь всегда волновал этику, ведь недаром эту науку называют «практической философией». Не одно тысячелетие люди размышляют и спорят о том, как «прожить счастливо», как быть счастливым». Существует множество толкований счастья. Ш. Фурье (1722 – 1837) писал, что только в древнем Риме, «по официальным источникам», существовало 278 представлений об «истинном счастье». Да и в наши дни единого, общепризнанного определения счастья в этике не существует.
Счастье – фундаментальная категория человеческого бытия. В самом общем виде счастьем обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах.
Слово «счастье» (в древнегреческом означало покровительство доброго гения) имеет много аспектов. Этики выделяют несколько основных значений понятия счастья: а) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; б) обладание наивысшими благами; г) чувство удовлетворения жизнью.
Обобщённый взгляд на проблему в культуре повседневности связывает счастье с устойчивым, долговременным обладанием благами (или высшим благом). Очевидно, что люди ассоциируют счастье с материальным достатком, физическим здоровьем, высоким социальным статусом, уважением со стороны других людей, успешным самовыражением в труде, творчестве, благодатью Божьей (для верующих людей).
Счастье – это комплекс переживаний, связанных с положительной оценкой человеком своей жизни. Счастливый человек оптимистично оценивает себя, других людей, действительность. Он переживает эмоциональный подъём, удовлетворённость.
Однако очень часто всевозможные препятствия мешают человеческому счастью.
Поэтому этический анализ счастья исследователи начинают с разграничения в его содержании двух начал: а) того, что зависит от самого человека и б) того, что от него не зависит, как бы задано внешними обстоятельствами.
То, что в счастье зависит от человека, получило название добродетели. Учение о добродетелях формировалось в истории этики в связи с понятием счастья. Именно в поиске ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет его к счастью, было выработано понятие нравственных добродетелей. Соотношение добродетели и счастья фактически и явилось центральной проблемой этики. В ее решении в европейской этике выделяют три основные традиции: эвдемонистическая (эпикурейская), стоическая, аристотелевская.
Эвдемонизм считает нравственные добродетели средством по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. При этом счастье отождествляется: а) с удовольствием (гедонизм); б) с пользой, успехом (утилитаризм); в) с отсутствием страданий для тела и безмятежностью души (Эпикур). Человек достигает счастливого состояния непосредственно в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. «Благополучие и счастье - не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих (всему) пределы, назначенные природой». Эпикур считал, что счастье бывает двух родов: «высочайшим, которое уже нельзя умножить» и другое, которое «допускает и прибавление, и убавление наслаждений». Первое свойственно богам, второе - людям. Эти идеи получили развитие в религиозно- философских учениях в виде разграничения между земным счастьем и потусторонним блаженством.
Стоицизм исходит из представлений о том, что нравственное совершенство человека не зависит от его индивидуальной судьбы, конкретных обстоятельств жизни; жизнь согласно разумной природе тождественна счастью и добродетели, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем («добродетели довольно для счастья»). Путь к счастью никак не связан с чувством удовольствия. Знаменитый античный стоик Антисфен был убежден, «что целью жизни является непритязательность», «у людей богатство и бедность не в хозяйстве, а в душе», человек «должен оставаться на родине и довольствоваться тем, что имеет»; «добродетель - оружие, которое нельзя отнять»; «добродетели можно научиться»; «благородство и добродетельность одно и то же, для счастья достаточно одной добродетели, а она нуждается лишь в сократовой силе. Добродетель же состоит в делах и не нуждается ни в многословии, ни в науках». Стоики выдвинули апатию в качестве идеала независимости от чувств и страстей. Стоический идеал счастья - это не только бесстрастие, но и аскеза (духовное упражнение в воздержанности, отрешенности от бренного мира), отрешенность от земных чувств, невозмутимость. Счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Мудрец свободен от страстей.
Аристотелевская традиция полагает, что нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. «Счастье - это высшее и самое прекрасное (благо), доставляющее величайшее удовольствие». Счастье рассматривается как вторая природа, выступающая как совершенная деятельность, активный разум, который воплощается в общественных привычках, нравах, институтах (например, семья). Различают счастье человека и счастье общества (государства); выделяются собственно человеческий уровень счастья и блаженство как божественное состояние, которого могут достичь редкие люди в редкие мгновения жизни.
Счастье и несчастье - единство противоположностей. Как ни грустно в этом признаться, в жизни каждого человека неизбежны страдания. Если счастье является предметом постоянных забот, человек постоянно печется о том, чтобы достичь счастья, то несчастья приходят сами, порой неожиданно и вопреки желанию человека. Несчастье - это болезни и смерть близких, утрата имущества, безответная любовь. Тяжелейшее несчастье состоит в трезвом осознании того, что человек никогда не сможет реализовать себя как личность, обрести то, к чему он предназначен, стать тем, кем хотел стать в своих мечтах. Такие ситуации нередко имеют трагический финал: человек не выдерживает прессинга обстоятельств, неудач в профессии, измены и предательства любимого и кончает жизнь самоубийством.
Жизнь без страдания невозможна. И тот, кто много страдал, понимает значимость человечности, милосердия, он в состоянии проявлять деятельное сочувствие к чужому страданию, чужому горю.
Человек существует в обществе, которое устроено так, что в нем непременно сталкиваются интересы людей. Счастье, удача, везенье одного всегда соседствует с несчастьем, «непрухой», бедой другого.
Поэтому самоограничение, самопожертвование, смирение являются важнейшими добродетелями для выживания общества в целом. Человек может быть по-настоящему счастлив, только исполняя свой нравственный долг, т.е. будучи добродетельным. П.Я. Чаадаев писал: «Вы хотите быть счастливым. Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом; можно биться об заклад, тысяча против одного, что вы достигнете высших пределов счастья, какие только возможны». (Чаадаев П.Я. Афоризмы и разные заметки // Вопросы философии. - 1986, № 1. - С. 122). Счастье может существовать только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть как собственностью, отделившись от всех, отдалившись от всего мира. Только тогда, когда другие приобщены к моему счастью, а я - к счастью других, только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность. Если я не смогу «вовлечь» в свой мир, в круг своего счастья других, поделиться этим счастьем, доставить другим хоть частичку той радости, которую испытываю, то я не смогу быть вполне счастливым. Быть счастливым - значит, уметь дарить другим богатство своей души, свой талант, свои знания. Только «растрачивая» себя подобным образом, человек может испытать чувство полноты, осмысленности собственного бытия в мире. Человек не может быть счастлив один. Оказавшись в одиночестве на необитаемом острове даже с мешком денег, человек очень скоро станет остро нуждаться в людях, в живом человеческом голосе; он будет умирать от тоски: «кому повем печаль мою». В этом состоит одна из загадок, даже говорят - парадоксов счастья.
Парадокс счастья состоит и в том, что оно никогда не бывает «вечным» и абсолютным. «Умный, даже если счастлив очень, все равно печалью озабочен», говорит мудрец. Счастье преходяще. Особенно быстро главные «враги» счастья – скука и пресыщение сопровождают чувственные удовольствия. И слова Ш. Монтескье о том, что от «сильных наслаждений мы отказываемся с не меньшим удовольствием, чем им предавались», могут явиться предостережением тем, кто рассчитывает, что чувственность сродни абсолютному счастью. Молодому человеку можно рекомендовать обратиться к сонетам Шекспира, лирике Пушкина, Лермонтова, как прекрасной школе чувств, для того чтобы заново пережить с классиками восторги слезы, взлеты и падения высоких эмоциональных переживаний, чтобы научиться любить и страдать.
Размышляя о счастье, о его парадоксах, невозможно не остановиться еще на одном аспекте проблемы. Вопрос о том, в чем люди видят счастье, напрямую выводит нас к тайнам человеческой деструктивности. Нередко люди в такой степени абсолютизируют некоторые свои пристрастия, что становятся фанатиками. Фанат футбольной команды. Он бесконечно предан своей команде, он счастлив бывать на всех играх, он таскается по всему миру следом за своей командой, у него нет любимой девушки, ему всегда некогда, и он никак не может сдать очередную сессию в вузе, он не имеет постоянной работы и перебивается случайными заработками, он раздет и разут, потому что все деньги идут на поездки и билеты на стадионы. Подумаем, что же это за счастье, не разрушает ли он себя как личность? Не бросает ли он свою жизнь под ноги любимой команде?
Поклонница оперного артиста. Она обожает певца К., бывает на всех его спектаклях и концертах в Москве, колесит следом за ним по городам и весям на гастролях. Когда он появляется на сцене, она вся преображается: в глазах блеск, душу переполняет восторг, и она кричит и аплодирует что есть мочи. Вот он закончил выступление, и ее глаза погасли, она выходит из зрительного зала, ей неинтересно дальше слушать оперу, одевается в гардеробе и едет домой. Она одинока, как говорится, ни детей, ни плетей. И это счастье?
Фанат-коллекционер, его увлечение - старые русские живописцы. Правдами и неправдами он покупает, достает, обменивает картины, рисунки. Он тратит на это все свои сбереженья, зарплату жены, он ходит в лохмотьях. Жена уходит из дома, потому что у нее нет больше сил жить без мебели, спать на старом разломанном диване, десятки лет ходить в старом платье. В его коллекции - целое состояние, но он алчно смотрит на свои личные вещи: что можно еще продать, чтобы прикупить рисунок Левитана, который ему недавно показали. Счастлив ли он? Мировая литература полна примерами, когда коллекционеры во имя своих увлечений нарушали все нравственные правила, шли на преступления, обман и предательство. Эта всепоглощающая страсть обладания неким сокровищем сродни болезни, патологии личности; здесь, по-видимому, речь идет о саморазрушении личности. Но человек-то счастлив! Значит, в данном случае мы имеем дело с некоей особой психологией личности, особым состоянием души, особым состоянием эйфории. Человеку надо предоставить возможность жить так, как он хочет. Тем более что известны случаи, когда эти коллекционеры - обладатели сокровищ дарили их городу, обществу. Ведь именно так возникла в Москве знаменитая Третьяковская галерея.
Можно ли бороться за свое счастье и в чем смысл этой борьбы? Некоторые, как танк, идут напрямую к своей цели, сметая все на своем пути, не признавая никаких «сантиментов». К сожалению, рыночные отношения очень часто предполагают конкурентную борьбу за выживание, где победа одного становится поражением другого. Люди опираются на лозунг «победителей не судят»: они выкрадывают документы, занимаются подтасовкой фактов, чтобы опередить соперника, нанимают информационного киллера, чтобы тот вылил поток грязной лжи и клеветы на конкурента, и даже доходят до физического устранения «мешающих» лиц. Но когда они прошли через все преграды, обскакали всех и стали победителями, то оказывается, что на пути они утратили всех своих друзей,
разрушили семейные узы, и душа нравственно опустошена. Ничто не радует, не с кем радоваться, каждый из близких подозревается в предательстве. Это пиррова победа. Есть такое понятие «синдром Мартина Идена». Человек прорывается наверх - к материальным благам, известности, славе, но ценой становится некое нематериальное начало, нравственная основа, душа личности. И тогда все обессмысливается. Человеку становится безразлично все, его покрывает мгла депрессии.
Не ищите смысл жизни, смысл жизни - в ней самой...

Аватара пользователя
Timm
ст. прапорщик
ст. прапорщик
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 19:42
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Timm »

 
Тихология - наука быть счастливым. :30:
Эвдемология - наука не быть несчастным. :D

Греч. eudaimonia - счастье :36:
Не ищите смысл жизни, смысл жизни - в ней самой...

Аватара пользователя
Timm
ст. прапорщик
ст. прапорщик
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 19:42
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Timm »

 
Заметки на полях, сделанные карандашом…. :27:

«Корзинка счастья» читайте выше.

Счастье — это счастливые мгновения, когда спокойное сердце кому-то или чему-то улыбается.

Все хотят быть счастливыми, да не все умеют. Следовательно, нужно для начала знать, потом на основании знания уметь, ну а потом творить его.

Итак, выделили три этапа – познание, научение и воплощение. Обратите внимание на то, что для того чтобы учиться нужно желание и труд, для выработки умения нужно знание, желание и труд (приложение усилий), для воплощения в жизнь чего-то (мы говорим о счастье) нужно знание, умение, желание и опять труд. А все ли готовы к этому?
Знание того – чему или кому может улыбнуться спокойное сердце. Следовательно, нужно собирать в копилку то, что может заставить перевести молчаливое сердце в состояние улыбки.
Умение. Когда мы будем знать, что делать, тогда возникнет вопрос - как это делать.
Воплощение в жизнь. Применять полученные знания и умения в конкретной обстановке каждый день.


А чему улыбнулась старушка – улыбнулась добродетели конечно….

Для того, что бы прожить жизнь – для начала нужно родиться. Для того чтобы, быть счастливым – для начала нужно перестать быть несчастным (достигнуть точки отсчёта, достигнуть для начала нуля – если ты депрессивный).

Учись не быть несчастным. Ты не больной, не хромой и т. д. – ты уже не несчастный. Это путь от минусов к нулю на числовой прямой.

Учись быть счастливым.Путь от нуля к бесконечности в сторону положительного масимума.
Не ищите смысл жизни, смысл жизни - в ней самой...

Аватара пользователя
Timm
ст. прапорщик
ст. прапорщик
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 19:42
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Тихология - наука быть счастливым

Сообщение Timm »

 
Счастье - чувство удовлетворения жизнью.

Содержание счастья включает два начала: то, что зависит от самого человека и то, что от него не зависит, как бы задано внешними обстоятельствами.
То, что в счастье зависит от человека, получило название добродетели.
Следовательно, в постижении чувства удовлетворения жизнью нужно для начала определить добродетели, а затем их развивать в себе.

Основные добродетели:
Воздержание
Целомудрие
Нестяжание
Кротость
Терпение
Трезвение (духовная собранность).
Смирение
Любовь

Предлагаю попытаться раскрыть эти понятия, узнать о них как можно больше.

Я хочу начать со «Смирения».

Может кто-то захочет писать о терпении, кто-то о любви, кто-то о духовной собранности. Выбирайте, если хотите познать «Счастье».
Не ищите смысл жизни, смысл жизни - в ней самой...

Ответить

Вернуться в «Радость жизни»