Mr. Nobody писал(а):А медики ежедневно истязают подопытных животных в ходе лабораторных исследований. И потом мы все (и вы тоже) пользуемся тем, что они по результатам этих исследований разрабатывают (продукты, гигиенические принадлежности, косметика и т.п.). Если бы все люди "предпочли не знать" то, что неприятно, то мы бы до сих пор жили в каменном веке.
Стоп-стоп-стоп
Медики не истязают подопытных животных, медики занимаются лечением людей.
Насчет того, что для целей науки действительно необходимы некоторые вещи, которые обычному человеку кажутся садистскими - это правда, печальная правда. Причем это необходимо не только всего лишь для всякой там косметики, а для более серьезных вещей.
Но есть здесь очень важная грань, за которую переступать нельзя. Можно, конечно, спорить, где конкретно эта грань находится, но она однозначно существует. Может быть, я привел пример, который тебе показался неубедительным, но, к сожалению, зверства, на которые шли и идут люди - они гораздо шире моего понимания. И я уверен, что ты понимаешь, что я хотел сказать.
Видишь ли, не все средства оправдывают цель. Есть вещи, которые недопустимо совершать, какая бы высокая цель не подталкивала к этим поступкам.
И я считаю, что есть знания, о которых лучше не знать ничего, потому что способы, которыми они добываются - запредельно жестокие.
Или вот, допустим, знание того, какие именно ощущения приносит передозировка наркотиков - вот это однозначно неполезное знание.
Можно и другие примеры привести, только совсем не хочется.
Кроме того, лично я готов отказаться от многих вещей, если ставить вопрос именно так, что эти вещи подразумевают переход через какую-то грань.
И есть немало людей, которые отказываются от каких-то удобств, которые, по их мнению, получены неправедным путем. Тут, конечно, и перегибы случаются, но факт есть факт.
Mr. Nobody писал(а):Есть одна притча на этот счет.
Отличная притча, я именно об этом пытался сказать.
Mr. Nobody писал(а):К познанию себя и своих возможностей. Не верю в то, что человек может только жить, есть, спать, ходить на работу, делать детей, стареть и умирать.
Человек не механизм, и он не может жить так, как ты описал -
"только" жить, спать и т.п.
Кстати, в каждом из описанных тобой действий есть очень большая глубина, только вот не каждый и не всегда это видит.
Ты просто говоришь так, как будто бы можно совершенно бездумно "только жить", "только есть", "только спать", "только ходить на работу" и т.п.
Не знаю, может быть, где-то кто-то и может так существовать, но я ,в сущности ни разу не встречал человека, который на полном серьезе бы мог "только жить". Причем если иногда кажется, что кто-то действительно "только живет" - то чаще всего проблема просто в том, что мы не умеем проникнуть в чувства этого человека, не умеем ему сопереживать.
Я не могу себе представить, что это такое - "всего-лишь навсего жить". Жить - это невероятно сложное понятие.
Точно так же и есть, спать, ходить на работу. А что касается детей - то это просто целая вселенная, отцовство, материнство...
Скорее всего, ты пытался сказать, что человек - не только механизм, и он не может действовать бездумно. С этой мыслью лично я абсолютно согласен, но настаиваю, что каждое из тех понятий, которые ты использовал для изображения механичности - все они на самом деле очень глубоки.
Mr. Nobody писал(а):Даже если я вновь стану христианином, это не поможет мне обрести духовность. Зачем исполнять обряды, когда ничего не чувствуешь во время них, действуешь механически?
Для себя я придумал вот какое объяснение.
Во-первых, в том-то и состоит задача - научиться делать это не механически, а искренне переживать. Это очень трудно, но именно в этом заключается одна из основных задач по работе над собой. Я - ленивый, с трудом удерживаю внимание, с трудом пытаюсь что-то понять и почувствовать. Но главное - я стараюсь.
А во-вторых, это можно сравнить это с музыкой.
Чтобы вдохновенно и красиво играть - необходимо провести годы и годы в совершенствовании. Постоянные упражнения, гаммы, тысячекратное повторение одних и тех же произведений.
Но однажды, на тысячепервом разе, вдруг ощущаешь, как будто спала пелена с глаз, и подушечки пальцев вдруг почувствовали саму музыку. Не клавиши или струны, а буквально - сами звуки. Это очень трудно объяснить немузыканту, но это ощущение - просто волшебство.
Вчерашний неповоротливый и тяжелый инструмент вдруг начинает в твоих руках петь. И как будто срастаешься с ним. твоя мысль - и сразу возникает звук.
Я думаю, что вот в этих "механических обрядах" есть и такой смысл.
Вообще христианство призывает к тому, чтобы каждый шаг в жизни стараться делать не по привычке, механично, а - осознанно, старательно, с любовью. Пусть не получается - главное стараться, и однажды душа зазвучит.
А если взять на вооружение твою мысль, то выходит, что все то, что не приносит немедленного удовлетворения - можно не делать, это, дескать, бессмысленно. Но ведь это не так! Сколько раз в школе мы писали упражнения, сколько примеров решали и т.п. Это было трудно, но зато мы обрели навык. А те из нас, кто не хотел трудиться над собой и всячески избегал этого - тот не научился.
Mr. Nobody писал(а):Но не хочется принимать какую-либо систему, следовать всем религиозным правилам. Большинство людей только следуют правилам и думают, что они христиане. А другие и вовсе им не следуют, и все равно считают себя христианами. Их душа не живет верой. Что толку от того, что они приняли христианство?
Действительно, есть люди, которые соблюдают только внешность, но пусты внутри. Боюсь, что и меня можно к ним причислить.
Кстати говоря, именно тщательнейшее соблюдение религиозных предписаний без попытки внутреннего переживания принято называть фарисейством. Это именно то, что Христос постоянно обличал.
Однако, во-первых, нам, людям, не дано проникнуть в чужую душу, и нам неизвестно, насколько искренне верит человек. Не так уж редко бывает, когда человек, по внешности прохладный, на самом деле скрывает в себе духовное сокровище. Кроме того, христианство призывает прятать свои добродетели не только от других людей, но и от самого себя.
А во-вторых, человек ведь меняется. Сегодня он механичен, а завтра вдруг пробуждается.
Бывает, конечно, и наоборот... Жизнь разная.
Mr. Nobody писал(а):Вот по этой причине меня не особенно интересует Богопознание. Есть люди, которые обрели гармонию и познание и не через христианство, а, скажем, через буддизм, шаманизм или синто. И опыт, знания и деяния их также основываются на добродетели, смирении и терпении. Просто они иначе представляют себе Бога.
Так, может быть, христианство - это не догма и не единственный ключ к обретению себя человеком?
Мне кажется, мы не можем судить об этом однозначно.
Лично я рассуждал вот как.
Характерно, что любая адекватная религия подразумевает существование некоего противодействия. На древнееврейском языке "противодействующий" звучит как "сатана".
Если взять все самые крупные религии, то подобный персонаж (или его обезличенная версия) есть везде. И это важный момент.
Этот персонаж имеет своей целью обмануть, уничтожить человека. А коли так - то не всякое знание может быть полезно, среди всего знания может быть и явный обман. А значит, перед человеком стоит задача - максимально избежать обмана, погибели, и искать истину.
Лично я в Православно Христианстве вижу эту истину, и даже если вдруг (!) в нем есть какие-то искажения - то их здесь, по моему мнению, наименьшее количество.
Кстати, аскетика в любой религии подразумевает, что человеческие желания необузданы и опасны. И чем больше желаешь иметь - тем дальше ты от истины.
А с этой позиции стремление к раскрытию своих способностей - очень опасный путь. Более того, человек, который идет к этой цели - однозначно заблудший
Вот ты говоришь о добродетели, смирении, терпении. По-видимому, ты считаешь, что это правильные вещи. Так вот с этой точки зрения правильная цель - это, допустим, проявить участие к человеку. И неправильная цель - быть эгоистом, заботиться о себе, искать в себе сверхспособности.
Конечно, можно парировать, что, дескать, имея сверзспособности - сможешь больше добра сделать.
Но я тут вижу две вещи.
Первая - лично у меня и так очень много возможностей делать добро, которыми я практически не пользуюсь, а потому, прежде чем искать сверх-способности, мне еще надо бы обычные свои способности исчерпать.
Вторая - Бог ведь есть, и если мы считаем, что Он всеведущ - то Он, наверное, наделил уже нас достаточными способностями для того, чтобы мы творили добро. И я уверен, если Он решит, что имеющихся у нас способностей недостаточно - Он Сам их и добавит, наша же задача - творить добро, а не искать способностей.
Подумал еще и снова вспомнил про музыку.
Можно позавидовать иным музыкантам, которые с видимой легкостью выполняют какие-то движения на инструменте. Например, гитарист с легкостью ставит баррэ, без видимого напряжения.
Человек, который ищет "познания себя и своих способностей" похож на человека, который требует научить его ставить баррэ, но при этом его не интересует ни музыка, ни построение мелодии. Ему просто хочется уметь делать конкретный пассаж. Только зачем, если он не хочет играть музыку?..