Хм, как-то я этот шаг пропустил. Мне это не обязанность, а единственная возможность жить не обманывая самого себя. А если б была обязанность, как у ветхозаветников, я б наверное тоже взвыл.Агния Львовна писал(а):признать соблюдение заповедей Божьих своей личной обязанностью
Обязанность соблюдения христианских заповедей
- VolT
- полковник
- Сообщения: 1807
- Зарегистрирован: 30 сен 2008, 14:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Обязанность соблюдения христианских заповедей
Милая моя, солнышко лесное...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
- Агния Львовна
- Генерал-модератор
- Сообщения: 18423
- Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Для святых соблюдение заповедей и вовсе радость, так что вам есть еще куда расти.
А для православных - да, обязанность.
А для православных - да, обязанность.
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)
- VolT
- полковник
- Сообщения: 1807
- Зарегистрирован: 30 сен 2008, 14:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Ох, что вы, я на святость и не претендую . Куда мне...Агния Львовна писал(а):Для святых соблюдение заповедей и вовсе радость, так что вам есть еще куда расти.
Что ж, сочувствую. Хотя, наверное я не прав. Вы, видимо, хотели сказать, что для православных (по крайней мере, для многих) это в том числе и обязанность (а еще вера, надежда...), но обязанность из них не больше .Агния Львовна писал(а):А для православных - да, обязанность.
Милая моя, солнышко лесное...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
- Агния Львовна
- Генерал-модератор
- Сообщения: 18423
- Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Это интересный вопрос - насколько обязанность соблюдения христианских заповедей сочетается с радостью и надеждой. Давайте как-нибудь поговорим об этом в другой теме.VolT писал(а): Что ж, сочувствую. Хотя, наверное я не прав. Вы, видимо, хотели сказать, что для православных (по крайней мере, для многих) это в том числе и обязанность (а еще вера, надежда...), но обязанность из них не больше .
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)
- VolT
- полковник
- Сообщения: 1807
- Зарегистрирован: 30 сен 2008, 14:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Всегда с удовольствием! Почему не поговорить с умным человеком?
Милая моя, солнышко лесное...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
- Агния Львовна
- Генерал-модератор
- Сообщения: 18423
- Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Взаимно! Открывайте тему - я с удовольствием присоединюсь.VolT писал(а):Всегда с удовольствием! Почему не поговорить с умным человеком?
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)
- VolT
- полковник
- Сообщения: 1807
- Зарегистрирован: 30 сен 2008, 14:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Ждем Агнию Львовну и удовольствие, с которым она присоединится к этой теме.
Милая моя, солнышко лесное...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
- Агния Львовна
- Генерал-модератор
- Сообщения: 18423
- Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Агния Львовна закончила домашние обязанности, затем выполнила парочку форумских - и вот я здесь, чтобы потолковать об обязанности соблюдать заповеди Господни (которые лично я обязана соблюдать и хочу соблюдать, но... постоянно не соблюдаю, нарушаю на каждом шагу, увы мне, грешной!).
Современный человек стал чураться таких слов, как "долг", "обязанность", "надо" - ему подавай "права человека", (Ага, права человека... перед Богом!) Конечно, тесны ему узкие врата заповедей Господних, но это, увы, те самые врата, которыми входят в Рай.
Является ли соблюдение заповедей обязанностью христианина? Если я правильно вас поняла, вы утверждаете, что это не обязанность, а лишь следование своему внутреннему нравственному закону. Ну, большого противоречия тут на первый взгляд нет, заложенный в человека Богом нравственный закон должен совпадать с заповедями, данными Богом, правда?
Но есть ма-а-аленькое такое расхождение: заповеди даны Богом и неизменны, а вот заложенный в нас нравственный закон в значительной мере искажен и первородным грехом, и личными нашими грехами. Отсюда - постоянное несовпадение, и потому соблюдение заповедей трудно и без помощи Божьей просто невозможно. Но даже и с помощью Бога и Церкви соблюсти их вполне не могли и святые. По крайней мере сами они так считали.
Есть такая богословская дисциплина - "Нравственное богословие". И как всякая дисциплина имеет она учебники. Вот маленькая главка из такого учебника по Нравственному богословию.
Естественный нравственный закон и православная этика.
Как бы высоко мы ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности и есть нечто вроде этики, приведенной к общему знаменателю. Христианам нет необходимости прибегать к естественному нравственному закону, имея более высокую и более совершенную этику в Евангелии. С точки зрения евангельской этики, мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь только лишь на том, что он — не убийца, не прелюбодей и не вор. Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильном должны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обожении как главной цели назначения человека. Тем не менее в стремлении к нравственному совершенству и обожению мы не можем отбросить ни естественный нравственный закон, ни тождественный ему Богооткровенный ветхозаветный закон, так как традиция Церкви в ее историческом развитии, утверждая евангельскую этику, не исключала совершенно нравственного значения учения Ветхого Завета. Господь Иисус Христос часто напоминает о законе, данном в Ветхом Завете. Апостол Павел утверждает, что “закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра” (Рим. 7:12). Святые отцы Церкви заявляют о том, что желающий жить по Евангелию обязан соблюдать все заповеди. Святитель Григорий Палама в кратком очерке о заповедях Десятословия говорит: “Таким образом, соблюдая их всей своей силой и живя ими, ты заложишь в свою душу сокровище благочестия и будешь угоден Богу.”
Святой Симеон Новый Богослов, говоря о том, как душа соединяется с Богом, пишет: “...Сияние благодати устанавливается в нас только после того, как соблюдены заповеди и достигнуты добродетели.”
Таким образом, требования естественного нравственного закона и заповеди Ветхого Завета следует понимать как выражение такого стиля жизни и поведения, который ведет человека к исполнению его божественного предназначения. Предъявляемые к человеку нравственные требования постоянно совершенствуются и возвышаются. Примечательно, что апостол Павел указывает не только на необходимость исполнения нравственного закона, но и сам дает христианским общинам множество новых заповедей и указаний. Святые отцы Церкви, осуществляя руководство христианской жизнью, продолжали эту традицию, оставив нам в наследие духовно-нравственные наставления.
Добавлю, что почти все руководства к подготовке исповеди строятся на заповедях: мы каемся в том, что нарушили заповеди - т.е. не выполнили свои обязанности в их соблюдении. За что и получаем мягкий или строгий выговор от своего духовника, а то и епитимию!
Современный человек стал чураться таких слов, как "долг", "обязанность", "надо" - ему подавай "права человека", (Ага, права человека... перед Богом!) Конечно, тесны ему узкие врата заповедей Господних, но это, увы, те самые врата, которыми входят в Рай.
Является ли соблюдение заповедей обязанностью христианина? Если я правильно вас поняла, вы утверждаете, что это не обязанность, а лишь следование своему внутреннему нравственному закону. Ну, большого противоречия тут на первый взгляд нет, заложенный в человека Богом нравственный закон должен совпадать с заповедями, данными Богом, правда?
Но есть ма-а-аленькое такое расхождение: заповеди даны Богом и неизменны, а вот заложенный в нас нравственный закон в значительной мере искажен и первородным грехом, и личными нашими грехами. Отсюда - постоянное несовпадение, и потому соблюдение заповедей трудно и без помощи Божьей просто невозможно. Но даже и с помощью Бога и Церкви соблюсти их вполне не могли и святые. По крайней мере сами они так считали.
Есть такая богословская дисциплина - "Нравственное богословие". И как всякая дисциплина имеет она учебники. Вот маленькая главка из такого учебника по Нравственному богословию.
Естественный нравственный закон и православная этика.
Как бы высоко мы ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности и есть нечто вроде этики, приведенной к общему знаменателю. Христианам нет необходимости прибегать к естественному нравственному закону, имея более высокую и более совершенную этику в Евангелии. С точки зрения евангельской этики, мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь только лишь на том, что он — не убийца, не прелюбодей и не вор. Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильном должны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обожении как главной цели назначения человека. Тем не менее в стремлении к нравственному совершенству и обожению мы не можем отбросить ни естественный нравственный закон, ни тождественный ему Богооткровенный ветхозаветный закон, так как традиция Церкви в ее историческом развитии, утверждая евангельскую этику, не исключала совершенно нравственного значения учения Ветхого Завета. Господь Иисус Христос часто напоминает о законе, данном в Ветхом Завете. Апостол Павел утверждает, что “закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра” (Рим. 7:12). Святые отцы Церкви заявляют о том, что желающий жить по Евангелию обязан соблюдать все заповеди. Святитель Григорий Палама в кратком очерке о заповедях Десятословия говорит: “Таким образом, соблюдая их всей своей силой и живя ими, ты заложишь в свою душу сокровище благочестия и будешь угоден Богу.”
Святой Симеон Новый Богослов, говоря о том, как душа соединяется с Богом, пишет: “...Сияние благодати устанавливается в нас только после того, как соблюдены заповеди и достигнуты добродетели.”
Таким образом, требования естественного нравственного закона и заповеди Ветхого Завета следует понимать как выражение такого стиля жизни и поведения, который ведет человека к исполнению его божественного предназначения. Предъявляемые к человеку нравственные требования постоянно совершенствуются и возвышаются. Примечательно, что апостол Павел указывает не только на необходимость исполнения нравственного закона, но и сам дает христианским общинам множество новых заповедей и указаний. Святые отцы Церкви, осуществляя руководство христианской жизнью, продолжали эту традицию, оставив нам в наследие духовно-нравственные наставления.
Добавлю, что почти все руководства к подготовке исповеди строятся на заповедях: мы каемся в том, что нарушили заповеди - т.е. не выполнили свои обязанности в их соблюдении. За что и получаем мягкий или строгий выговор от своего духовника, а то и епитимию!
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)
- foxman
- майор
- Сообщения: 537
- Зарегистрирован: 12 авг 2008, 17:14
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: США
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Интересно, VolT выполнять правила дорожного движения тоже не считает обязанностью садясь за руль автомобиля?
- VolT
- полковник
- Сообщения: 1807
- Зарегистрирован: 30 сен 2008, 14:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Обязанность соблюдения христианских заповедей
Ну вот, наконец созрел для вдумчивого прочтения и буду отвечать
Начнем, как обычно, с терминов. https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=17987
Теперь перейдем к заповедям.
Думаю нет причин спорить, что для христианина все три признака присутствуют? Во всяком случае у меня Заповеди прекрасно ложатся на схему обязанности.
Ну вот, с обязанностями разобрались. Теперь предлагаю перейти к собственно обсуждаемому вопросу. А именно:
Поясню свою мысль.
До Нового завета соблюдение Заповедей являлось обязанностью в чистом виде. Делай так потому, что так сказал Бог. Заповеди носили форму требований, неисполнение заповедей каралось.
Новый завет превращает требования в форму поучения. От нас не требуют, нас не карают. Нам показывают, помогают, учат. Т.е. Заповеди, это уже указатели на Пути, а не хлыст погонщика.
В таком виде заповедь становится обязанностью, которую можно принять с радостью и стараться идти в правильном направлении. Не всегда получается, иногда даже наоборот идем. Но если ищешь указатели, то в конце концов выберешься. Если же следование указателям считать только обязанностью.. Обязан и все.. То чем это отличается от хлыста погонщика?
Подменяются цели:
Цель: Искать правильный путь? Тогда Заповеди - это помощь, это радость! Обязанность - вовсе не главное, это уже скорее необходимость жизненная, чем обязанность.
Или Цель: Следовать заповедям? Тогда Заповеди становятся идолами. Путь - вторичен. И вот тут кроме обязанности уже ничего нет.
Именно эту разницу я и хотел показать, но не смог, по скудоумию, сделать это сразу .
Теперь ответы на вопросы:
Однако использование Заповедей без внутреннего нравственного закона так же бессмысленно, как и использование внутреннего нравственного закона без заповедей. (Это только мое мнение, не обязательно я прав) Я могу пытаться следовать Заповедям не стараясь перестраивать себя... но какой в этом смысл? Нужно нутром принимать заповеди, к этому нужно стремиться. Иначе это разучивание гамм, без стремления к музыке. Гаммы можно разучивать очень долго...
Начнем, как обычно, с терминов. https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=17987
Мне понятно, что такое обязанность. Она имеет три элемента-признака: Субъект, Объект, Безусловность для выполнения.Сергей Иванович Ожегов писал(а):ОБЯЗАННОСТЬ, -и, ж. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловныхдля выполнения. Права и обязанности граждан. Служебные обязанности.Возложить на кого-н, обязанности председателя. Общественная о. Исполняющийобязанности (т. е. еще не утвержденный в должности или работающий временно;офиц.). * Всеобщая воинская обязанность - закрепленный Конституцией долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности,связанные с обороной страны. Закон о всеобщей воинской обязанности.
Теперь перейдем к заповедям.
Думаю нет причин спорить, что для христианина все три признака присутствуют? Во всяком случае у меня Заповеди прекрасно ложатся на схему обязанности.
Ну вот, с обязанностями разобрались. Теперь предлагаю перейти к собственно обсуждаемому вопросу. А именно:
Думаю я был не прав, поскольку использовал термин, не ознакомившись пристально с его содержанием. Мне это обязанность. Но не только.VolT писал(а):Хм, как-то я этот шаг пропустил. Мне это не обязанность, а единственная возможность жить не обманывая самого себя. А если б была обязанность, как у ветхозаветников, я б наверное тоже взвыл.
Поясню свою мысль.
До Нового завета соблюдение Заповедей являлось обязанностью в чистом виде. Делай так потому, что так сказал Бог. Заповеди носили форму требований, неисполнение заповедей каралось.
Новый завет превращает требования в форму поучения. От нас не требуют, нас не карают. Нам показывают, помогают, учат. Т.е. Заповеди, это уже указатели на Пути, а не хлыст погонщика.
В таком виде заповедь становится обязанностью, которую можно принять с радостью и стараться идти в правильном направлении. Не всегда получается, иногда даже наоборот идем. Но если ищешь указатели, то в конце концов выберешься. Если же следование указателям считать только обязанностью.. Обязан и все.. То чем это отличается от хлыста погонщика?
Подменяются цели:
Цель: Искать правильный путь? Тогда Заповеди - это помощь, это радость! Обязанность - вовсе не главное, это уже скорее необходимость жизненная, чем обязанность.
Или Цель: Следовать заповедям? Тогда Заповеди становятся идолами. Путь - вторичен. И вот тут кроме обязанности уже ничего нет.
Именно эту разницу я и хотел показать, но не смог, по скудоумию, сделать это сразу .
Теперь ответы на вопросы:
Не так . Скорее Заповеди, это инструкции для настройки своего внутреннего нравственного закона. Но, т.к. этот закон нестабилен, постоянная сверка с инструкциями просто необходима.Агния Львовна писал(а):Если я правильно вас поняла, вы утверждаете, что это не обязанность, а лишь следование своему внутреннему нравственному закону.
Однако использование Заповедей без внутреннего нравственного закона так же бессмысленно, как и использование внутреннего нравственного закона без заповедей. (Это только мое мнение, не обязательно я прав) Я могу пытаться следовать Заповедям не стараясь перестраивать себя... но какой в этом смысл? Нужно нутром принимать заповеди, к этому нужно стремиться. Иначе это разучивание гамм, без стремления к музыке. Гаммы можно разучивать очень долго...
Я в этом вижу больше не нарушение обязанности, а заблуждение, уход с пути. Естественно, что в этом раскаиваешься и просишь помочь, показать дорогу..Агния Львовна писал(а):мы каемся в том, что нарушили заповеди - т.е. не выполнили свои обязанности в их соблюдении.
Спасибо, улыбнул Ты прав, не считаю. Соблюдение правил на дороге я считаю элементарной вежливостью. Я всегда стараюсь быть вежливым, не потому, что меня накажут за несоблюдение обязанностей, а потому, что мне от этого радостно. И если я забываю показать поворот, то я действительно расстраиваюсь. А если по несдержанности подрежу кого-нибудь, то прошу прощения (хотя и знаю, что он не услышит). А иногда после этого специально перестраиваюсь в медленный ряд, чтобы ехать спокойно и привести душу в порядок.foxman писал(а):Интересно, VolT выполнять правила дорожного движения тоже не считает обязанностью садясь за руль автомобиля?
Милая моя, солнышко лесное...
Где в каких краях встречусь я с тобою...
Где в каких краях встречусь я с тобою...