Самоубийство и мусульманин. Отношение ислама к суициду

Мотивы суицида, романтика суицида, традиции стран в отношении су, о причинах, о том, кто толкает на суицид (Премодерация)

Модератор: Sopiens

Ответить
Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Самоубийство и мусульманин. Отношение ислама к суициду

Сообщение Кризисный психолог »

 
Предлагаю вам статью Ольги Николаевской, которая является специалистом по исламу. Эта статья об отношении ислама к суицидам.
Думаю, что после чтения этой статьи ни у кого не останется иллюзий, что какая либо традиционная конфессия относится к суицидам с пониманием или равнодушием.
Везде и все религии (аккамулированный опыт всех народов) говорят, то суицид это ужас в Вечности для того, кто его совершит.
Почитайте о взгляде ислама на эту проблему.





Во всех мировых религиях самоубийство категорически запрещено. Православие рассматривает добровольный уход из жизни как самый тяжкий по последствиям грех. Человек, совершивший суицид, лишает себя возможности покаяться при жизни и обрекает себя на муки после смерти. Ислам, также как православие , запрещает самоубийство.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) самый низкий уровень суицида зафиксирован в исламских странах. В России самоубийства реже всего происходят в регионах, где проживает преимущественно мусульманское население.


«У нас самая благополучная ситуация по суицидам в далеко не самых благополучных регионах – на Северном Кавказе: в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне. А самые высокие показатели – в финно-угорских регионах (республиках Коми, Марий Эл) и в регионах, где проживают малочисленные народы Севера (Корякском, Чукотском, Коми-Пермяцком округах). Там совершенно иное отношение к самоубийствам. Поэтому в России не сравнимый ни с какой-либо другой страной разрыв в частоте суицидов между регионами: в 2008 году в Северной Осетии, например, всего два случая на 100 тысяч населения, в Дагестане – три, а в Ненецком округе – 102, в Корякском – 98 на 100 тысяч», - рассказал руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦ «Судебной и социальной психиатрии имени Сербского» профессор Борис Положий.

Специалисты сопоставили статистику ВОЗ о количестве суицидов с данными исследования Gallup о степени религиозности жителей разных стран мира. Оказалось, что между двумя этими показателями существует связь: чем выше уровень религиозности населения, тем меньше самоубийств. Так, в наиболее религиозной стране – Кувейте (по данным Gallup за прошлый год рейтинг религиозности населения составил 83 балла) - зафиксирован рекордно низкий уровень самоубийств. Там ежегодно совершается 1.95 суицидов на 100 тыс. жителей. Среди стран СНГ самыми религиозными странами являются Узбекистан и Таджикистан. Там уровень религиозности населения составляет 55 и 52 балла соответственно, а число случаев суицида – 5.55 в Узбекистане, и в Таджикистане – 2.60 на 100 тысяч населения.

Ценность человеческой жизни – исламский взгляд

С точки зрения ислама жизнь – это экзамен, сдав или не сдав который человек переходит на следующий уровень бытия. Известные исламские ученые и философы сравнивали жизнь с путешествием, а человека – с путником, преодолевающим препятствия и невзгоды на своем пути с тем, чтобы однажды вернуться домой. Испытания, встречающиеся на жизненном пути, могут быть разными. Одних людей Всевышний испытывает бедностью, голодом, болезнями, потерей близких, других – богатством, роскошью, властью и т.п.

Человеческая жизнь с точки зрения ислама является неприкосновенной. Мусульманин обязан дорожить своей жизнью и жизнью других живых существ. Человек, незаконно отнявший жизнь у другого человека, приравнивается к убийце всего человечества.

В течение последних нескольких лет в сознание сначала западной, а потом и российской общественности был внедрен образ т.н. «исламского террориста-самоубийцы», который подрывает себя и других для того, чтобы попасть в рай. Пресса растиражировала целый ряд исламских терминов (джихад, шахид и т.д.), совершенно неправильно истолковав их значение и увязав их при этом с террором и убийством, а также с суицидальной практикой, которая однозначно запрещена в исламе.

В истории ислама нет ни одного примера, когда бы мусульманин, сражаясь с агрессорами, обвязался поясом с взрывчатыми веществами и подорвал себя в людном месте. К такой практике никогда не прибегал ни пророк Мухаммад (мир ему), и ни один из его сподвижников.

Самоубийство в любой форме, так же как и убийство, противоречит духу ислама и не соответствует нормам шариата. Поэтому человек, утверждающий о своей вере в Бога и считающий Коран своим руководством, не может незаконно лишить жизни другого человека или самого себя.

Отношение ислама к суициду

Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилия над собственным телом. Также как и убийство других людей, самоубийство в корне противоречит учению ислама. Аллах говорит в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура «ан-Ниса», аят 29).

Человек, совершивший самоубийство, с точки зрения ислама совершил непростительный грех. Шариат рассматривает самоубийцу как преступника, который понесет вечное наказание в аду. В священных преданиях мусульман - хадисах, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает интихар (по-арабски это слово первоначально означало «самоумерщвление посредством взрезания горла», однако позднее стало термином, обозначающим любой вид суицида).

Как писал В.Соловьев, с точки зрения ислама «преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где ему придется вновь и вновь совершать свое злое деяние. В подтверждение этих слов он приводит слова пророка: «Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение».

В авторитетных сборниках священных преданий Аль-Бухари и Муслима приводится и такой хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни».

Абу Дауд в своем сборнике приводит следующее высказывание пророка: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».

Пророк Мухаммад (мир ему) также говорил: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо [ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]». (Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др.).

В другом предании пророк сказал: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды, постигшей его. Но если уж другого выхода нет, тогда пусть молит Всевышнего словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь подойдет уже к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]». (Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др.).

Он также сказал: «Среди людей, живших до вас, был человек, у которого была рана. Он испытывал мучительную боль и однажды, взяв нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Аллах сказал: «Мой раб опередил Меня. Я запретил ему рай» (хадис из сборника Бухари).

Таким образом, ислам категорично осуждает самоубийц, которые стремятся избежать предначертанного Богом, добровольно уходя из жизни.

Добровольный уход из жизни как следствие религиозного невежества

В большинстве случаев причиной, по которой мусульмане решаются на самоубийство, является обычное невежество. Знающий основы своей религии последователь ислама никогда не решится убить себя, т.к. он хорошо осведомлен о том, что добровольный уход из жизни не принесет желаемого облегчения, а обречет его на еще большие и ВЕЧНЫЕ мучения. Он также знает и о том, что тех, кто достойно прошел через испытания этой жизни, в вечности ждет награда за терпение.

Надо отметить, что многие из людей, называющих себя мусульманами, таковыми не являются, т.к., несмотря на мусульманские корни, имя-фамилию и даже некоторую осведомленность о традициях и обычаях (которые, впрочем, не всегда оказываются исламскими), т.н. «этнические» мусульмане часто совершенно не представляют, в чем состоит суть их веры, чем они должны руководствоваться в жизни и каковы могут быть последствия неразумных поступков, совершенных в минуту отчаяния.

С точки зрения ислама, мусульманином может считаться лишь тот, кто осознанно засвидетельствовал приверженность Единобожию, т.е. в здравом уме и твердой памяти, с соответствующим намерением в сердце произнес исламский символ веры - шахаду. Следующим шагом, подтверждающим истинность веры, является выполнение заповедей, которые содержатся в Коране и сунне.

Правильный образ жизни, нравственное и духовное здоровье, воздержание от запретного являются самой лучшей защитой от бед и несчастий в этой жизни. Именно поэтому мусульманин обязан не только декларировать свою веру, но и подтверждать ее соответствующими делами.

Мусульманский способ выхода из критической ситуации на примере пророка Аюба (Иова)

Аллах в Священном Коране приводит прекрасный пример поведения человека, на которого обрушилось несчастье. Он рассказывает нам историю Аюба (в библейской традиции Иова), который был пророком, посланным к одной из народностей на территории Шама. Пророк Аюб славился богатством, щедростью, терпением, он был внимателен к людям и не терял присутствия духа в любых обстоятельствах. Благодарность Аюба (мир ему) Всевышнему за ниспосланные ему блага была безгранична. Ангел Джабраил (мир ему, в библейской традиции - Гавриил) рассказывал другим ангелам, что Аюб - один из любимых рабов Аллаха.

Однажды дьявол подслушал беседу ангелов, которые с восхищением говорили об Аюбе, и позавидовал ему. Затем он стал испытывать ненависть к одному из любимых рабов Аллаха и решил навредить ему. Он все время твердил: «Если бы Аюб был бедным, нуждающимся человеком, то он не проявлял бы такого усердия в поклонении Господу. Если мне дадут возможность управлять его богатством и имуществом, то он оставит поклонение Господу».

И Господь, услышав это, сказал: «Я даю тебе право управлять его богатством», после чего сатана явился к пророку и сообщил, что Господь сжег все его имущество. Однако Аюб (мир ему) совершенно спокойно ответил, услышав эту новость: «Тот, который дал, Тот и забрал. Хвала и величие Ему».

Невозмутимость и спокойствие Аюба в таких трагических обстоятельствах еще больше озлобили дьявола, и тогда он стал говорить о том, что Аюб непременно выйдет из себя и отчается, если только ему позволят управлять судьбой детей пророка. И Господь вновь позволил ему сделать это. Дьявол разрушил дом, в котором находились все дети Аюба, и никто из них не смог спастись. Однако Аюб и в этой ситуации проявил огромное терпение и смирение, сказав сатане: «Бог дал мне их и забрал, безграничная хвала и величие Ему».

Дьявол изумился великому терпению Аюба, но не оставил своего замысла и стал искушать его такими речами: «А что бы ты сказал, если бы увидел окровавленные тела своих детей, с выпушенными наружу внутренностями?». Тут пророк не выдержал, и из глаз его полились слезы. Он посыпал свою голову землей и посетовал на то, что родился. И сатане это очень понравилось. На мгновение ему показалось, что он сможет реализовать свой план и сломить дух пророка Аюба. Но не прошло и минуты, как Аюб раскаялся в своих словах и попросил прощения у Всевышнего.

Сатана рассвирепел и заявил ангелам, что вера Аюба оказалась настолько сильной, что он уже и не знает, как одолеть его. И тогда он решил испытать его болезнью. Пророк Аюб заболел, все его тело, с головы до ног, покрылось язвами. Лишь его сердце и язык остались непораженными, благодаря чему он продолжал поминать Бога и терпеть. Во время долгой болезни Аюба за ним ухаживала только его жена (которая так же как и он терпеливо переносила все испытания, посланные им Всевышним), все остальные покинули его из-за боязни заражения, а некоторые по наущению сатаны даже начали распространять слухи о том, что Аюб таким образом наказан за грехи. В конце концов, испуганные жители вынудили Аюба и его жену покинуть селение, и они ушли жить в дикое поле. Все это время сатана наблюдал за ними, и сокрушался, видя, как терпеливо супруги переносят свои несчастья.

Во время болезни, которая по версии одних исламских богословов продолжалась от 3 до 7 лет, по версии других – 18 лет, Аюб непрестанно молился и уповал на Господа своего. Однако когда болезнь коснулась его языка, с помощью которого он поминал Всевышнего, пророк опечалился и сказал: Беда настигла меня. О, Господь мой! Не лишай меня возможности поминать Тебя». Увидев, что Аюб (мир ему) пожаловался только ради Него, Господь направил Свою милость и дьявол стал свидетелем тому, как Всемогущий Творец оберегает преданных Своих рабов. Тот час же ангел Джабраил (мир ему) прибыл к Аюбу (мир ему), принес ему райские фрукты. Аюб (мир ему) удивился появлению незнакомца и спросил: «Кто же ты, пришедший ко мне, позабытому родными и знакомыми?» Джабраил (мир ему) ответил на его вопрос и угостил его райской айвой. После этого вся боль прошла, и Аюб (мир ему) приобрел покой. Тогда Джабраил (мир ему) сказал ему: «Вставай». «Как же я встану, я ведь не могу двигаться», – ответил измученный болезнью Аюб. Ангел потянул его за руку и помог ему сделать двенадцать шагов. Затем он заставил его ударить левой ногой об землю, и в этот момент появился источник горячей воды. Так же после удара правой ногой появился источник холодной воды. Джабраил (мир ему) повелел Аюбу (мир ему) искупаться горячей водой и испить холодную воду. После этого к Аюбу (мир ему) вернулись былые силы, он выздоровел, помолодел и стал лучше прежнего. Джабраил (мир ему) принес ему одежду из рая, надел на голову корону и после этого Аюб совершил молитву в знак благодарности Господу…

Всевышний говорит: «Мы отозвались на его просьбу и отвели от него беду, и даровали ему столько детей, сколько у него умерло, и прибавили к ним еще столько же по Нашей милости и в назидание поклоняющимся Нам, чтобы они терпели, как он терпел, и надеялись на милость Аллаха, как он надеялся». (21:84)
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Пророки подвергаются самым большим страданиям, затем следуют праведные и самые набожные люди. Каждый человек подвергается испытаниям, которые соответствуют степени его веры. Если он более крепок в своей вере, то испытания, которым он подвергается, должны быть труднее».

История пророка Аюба (мир ему) является для нас поучительнейшим примером того, как искренняя и глубокая вера, смирение, терпение и упование на помощь Всевышнего, спасает человека в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях.

Каждый из нас, так же как и пророк Аюб (мир ему), проходит через разные испытания в течение всей жизни. Но все мы по-разному реагируем на них. Кто-то в критической ситуации взывает к Всевышнему о помощи, терпеливо переносит страдания и уповает на помощь Его, а кто-то ропщет на Бога, жалуется на «несправедливое» устройство мира и ищет утешения в алкоголе, наркотиках, в безумных развлечениях и даже в самоубийстве.

Мусульманин, придерживающийся коранических предписаний и заветов пророка Мухаммада (мир ему) гораздо реже впадает в депрессию, легче переносит болезнь и бедность, а также спасается от соблазнов. И даже если он в какой-то тяжелый момент своей жизни чувствует, что не в состоянии справиться с ситуацией, ему на помощь приходят слова посланника Аллаха, который сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо все в нем является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Всевышнего, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

В Коране Господь постоянно говорит о том, что истинно верующие должны быть терпеливы и не отчаиваться. «О те, которые уверовали, будьте терпеливы, проявляйте настойчивость в терпении, проявляйте выдержку и будьте богобоязненны, может быть, вы достигнете успеха» (Св. Коран, 3:200).
Мусульмане – это «те, которые проявляют терпение и полагаются на Господа своего» (Св. Коран, 16:42). «Все, что у вас – тленно, все, что у Господа – вечно. И поистине, тех, кто проявлял терпение, Мы вознаградим лучшим из того, что они заслуживают» (Св. Коран, 16:96).
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Психологический тест онлайн
Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Самоубийство и мусульманин. Отношение ислама к суициду

Сообщение Кризисный психолог »

 
А тут можно посмотреть передачу, посвященную проблеме суицида Казахского ТВ. Тут эта тема достаточно хорошо и полно освещена
https://rutube.ru/tracks/2975636.html?v= ... 092b741b2d
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Самоубийство и мусульманин. Отношение ислама к суициду

Сообщение Кризисный психолог »

 
И еще одна очень интересная беседа, которая явно показывает совершенно идентичное отношение к причинам суицидов в исламе и христианстве
Как, оказавшись на обочине жизни, не упасть в пропасть, а попытаться найти свою собственную колею? Об этом в очередной передаче из цикла "Грани духовности" с Теймуром Атаевым и Эльмиром Кулиевым

https://www.youtube.com/watch?v=hfb60e8KQQI
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Ответить

Вернуться в «Что такое суицид»