Во время экзаменов не обязательно работать. Можно на работу справку из вуза взять; взять административный, что угодно.
То, что с Вами случилось-вовсе не проблема. Вы просто давно не учились, забыли наверное, какой предмет сдавать легче-какой труднее, какие преподаватели более лояльнее-какие менее, и сколько дней требуется на подготовку.Память после долгих ленивых дней ослабла.Вам просто надо брать быка за рога, и в бой!
Маленький опус, как что можно сдать:
Без подготовки можно сдать при условии:
а) постоянных хороших ответах на семинарах;
б) хорошо сделанного реферата/контрольной/проекта и тд.:
в) помощи преподавателю в вузе (например, если препод-историк, и руководит музеем вуза, можно вызваться помочь в музее: если препод ведет другие группы, а Вы хорошо знаете материал-можно помочь провести семинар, показав для младшекурсников эффектную презентацию, etc.)
г) личная симпатия к друг-дружке
д) выполнение какого-либо каприза препода

(в разумных масштабах)
Особо требовательные преподаватели требуют на хорошую оценку выполнять все выше приведенные пункты.
Кому-то достаточно пункта г) или б).
Чтобы знать все эти хитрости, надо просто вариться во всем этом постоянно. А если на один-два года выпадаешь из обоймы-навыки теряются, контакты теряются, пед.состав Вас забывает и тд.
Чтобы развить память, например, нужно каждый день что-то учить. Особенно ощущается слабость памяти после лета-когда всё лето ничего не делаешь, а на вторую неделю на бедную головушку студента сваливается туева куча зубрежки.Но если постоянно зубрить, хотя бы по чуть-чуть, читать что-нибудь, пересказывать, конспектировать-навыки подготовки к сдаче экзамена повышаются в разы.
Дерзайте, короче!
А еще, хороший способ проверить-готов к экзамену или нет, попытаться пересказать 70 % материала тому, кто будет рядом (коту, маме, зеркалу), при этом рассказывая максимально понятным языком, чтобы было понятно даже ребенку. То бишь, знать определение всех терминов и тд.
Удачи!
