Как же понять смысл слов: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?, которые произнес Иисус, как написано в Евангелии от Матфея и от Марка.
(а от Луки и от Иоанна этих слов нет, там другие: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой" / "свершилось")
вот текст:
"Проходящие же злословили Его, ...говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого;
если Ты Сын Божий, сойди с креста.
Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти;
...пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему.
Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
(далше написано про наступление тьмы- до часа девятого)...а около девятого часа возопил Иисус...: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
...а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов
...явились многим.
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили:
воистину Он был Сын Божий."
Что первое приходит на ум? Конечно же то что Иисус потерял связь с Богом, и в мучениях просит спасти Его. Похоже на отчаиние, на тревогу за себя.
Нет, все это не верно. Не могу я поверить, что Иисус, видящий и слышащий Бога, воплощение Бога, Праведный, Свет во тьме, понимающий замысел Божий, которому было известно о времени, о событии, который был искушаем самим злом, будто бы испугался смерти и боли. Нет, не могу я поверить.
Что же произошло? Что же значят эти слова?
Думаю, они значат только одно: Иисус говорит эти слова от нас людей. И глазами не видят, и ушами не слышат, и умом не разумеют. Сколько чудес совершил Иисус, но не верили, то о чем говорил Он- о любви к ближним, о прощении, о спасении и вечной жизни, -не услышали, учение не поймут умом, не найдут общности в понимании (сколько течений у христианства, сколько непонимания).
И это, и то что испытает человек за веру, мученичество людей, войны, -все это и говорит Иисус от лица людей: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?, человека, маленького человека, но способного причинить столько боли.
Слава Тебе Боже!
Как правильно понять
- Агния Львовна
- Генерал-модератор
- Сообщения: 18423
- Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как правильно понять
Об этих словах, Саша, писали многие богословы, в том числе св. Иоанн Златоуст, к примеру. Множество проповедей написано на них, и многое можно найти в сети через поисковую систему. Мы читаем Евангелие, и слова эти потрясают нас, каждого по-своему, но мы чувствуем, что они близки нам, понятны, что в них заключена страшная мука богооставленности. Счастлив человек, который никогда не переживал этого чувства, но есть ли такие? Как часто люди, переживающие сильное горе или ужас при известии о каком-то страшном горе, кричат: "Да где же Он, ваш Бог? Почему Бог допустил это? Да есть ли Бог?" - и все это от чувства богооставленности, наверное, самого тяжкого мучения из всех возможных. Так кричит мать, потерявшая единственного ребенка, вдова внезапно умершего мужа, так часто говорят люди, думающие о самоубийстве. Потерявшим все, или что-то самое дороге, кажется, что они потеряли и Бога. Или еще хуже - что Его нет.
Но почему же Сам Иисус Христос, Сын Божий переживает то же чувство, что и мы, слабые, грешные люди, когда нам в нашем горе кажется, что Бог оставил нас?
Вот как сказал об этом в одной из проповедей митрополит Илларион Алфеев:
В Евангелии мы слышим, что Господь, когда был на кресте, воззвал с Своему Отцу: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" И в этих словах присутствовала вся скорбь богооставленности, которую Господь испытал на кресте. Никогда, ни на один миг Иисус Христос не был оставлен Своим Отцом, никогда, ни на один миг, Божество Христа не разлучалось с Его Человечеством. Но для того, чтобы пройти путем страдания, Ему надо было претерпеть не только оплевание и заушение, не только предательство и отречение от Него, Ему нужно было претерпеть и самое страшное страдание, которое может выпасть на долю человека - это ощущение, чувство богооставленности, это то чувство, которое испытывает человек, когда ему кажется, что Бога нет, или что Бог не слышит его молитвы, или что Бог оставил его. И Господь должен был через это пройти для того, чтобы стать одним из нас, для того, чтобы и мы могли в эти минуты богооставленности вспоминать о том, что и Он прошел через эту муку.
Мне кажется, смысл этого момента страстей Христовых выражен здесь предельно ясно, четко и понятно.
Но почему же Сам Иисус Христос, Сын Божий переживает то же чувство, что и мы, слабые, грешные люди, когда нам в нашем горе кажется, что Бог оставил нас?
Вот как сказал об этом в одной из проповедей митрополит Илларион Алфеев:
В Евангелии мы слышим, что Господь, когда был на кресте, воззвал с Своему Отцу: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" И в этих словах присутствовала вся скорбь богооставленности, которую Господь испытал на кресте. Никогда, ни на один миг Иисус Христос не был оставлен Своим Отцом, никогда, ни на один миг, Божество Христа не разлучалось с Его Человечеством. Но для того, чтобы пройти путем страдания, Ему надо было претерпеть не только оплевание и заушение, не только предательство и отречение от Него, Ему нужно было претерпеть и самое страшное страдание, которое может выпасть на долю человека - это ощущение, чувство богооставленности, это то чувство, которое испытывает человек, когда ему кажется, что Бога нет, или что Бог не слышит его молитвы, или что Бог оставил его. И Господь должен был через это пройти для того, чтобы стать одним из нас, для того, чтобы и мы могли в эти минуты богооставленности вспоминать о том, что и Он прошел через эту муку.
Мне кажется, смысл этого момента страстей Христовых выражен здесь предельно ясно, четко и понятно.
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)
-
- Забанен
- Сообщения: 460
- Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 22:47
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как правильно понять
Спасибо, Агния Львовна.
Надеюсь, что когда-нибудь соберу в себе правильное понимание, и правильный взгляд (хотя бы на свою жизнь). Любое объяснение попытаюсь понять, т.к. истина одному лишь Богу известна. И для меня важно то, что я верю в событие, которое столь не обычно и уникально по природе своей (вселеннского масштаба).
Что бы там не произошло на самом деле, для меня важно, что Христос воскрес, и воля Бога свершилась.
Что человеку дано спасение, людям прощение... И что Бог есть любовь.
Трудно убедить людей поверить словами.
Вот он ответ на вопрос о камне, который не сможет поднять...
Камень, который отвергли и который сделался главою угла.
И никак не могу не думать обо всем этом, много не ясного.
К счастию, с помощью вас, я нашел понимание того, почему умирают и страдают дети, вопрос, который долго мучил меня.
Все потому, что иногда мне кажется, что меня не существует, что я не живу вовсе.
Если я что-то глупое и плохое написал, или слишком грустное, простите.
Надеюсь, что когда-нибудь соберу в себе правильное понимание, и правильный взгляд (хотя бы на свою жизнь). Любое объяснение попытаюсь понять, т.к. истина одному лишь Богу известна. И для меня важно то, что я верю в событие, которое столь не обычно и уникально по природе своей (вселеннского масштаба).
Что бы там не произошло на самом деле, для меня важно, что Христос воскрес, и воля Бога свершилась.
Что человеку дано спасение, людям прощение... И что Бог есть любовь.
Трудно убедить людей поверить словами.
Вот он ответ на вопрос о камне, который не сможет поднять...
Камень, который отвергли и который сделался главою угла.
И никак не могу не думать обо всем этом, много не ясного.
К счастию, с помощью вас, я нашел понимание того, почему умирают и страдают дети, вопрос, который долго мучил меня.
Все потому, что иногда мне кажется, что меня не существует, что я не живу вовсе.
Если я что-то глупое и плохое написал, или слишком грустное, простите.
- April
- полковник
- Сообщения: 1045
- Зарегистрирован: 11 янв 2010, 23:37
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как правильно понять
Саша, ты правильно понял эти слова (кстати они встречаются пророчески в 21м псалме). Именно так учит св.Григорий Богослов и другие св.отцы.
"Такое же, кажется мне, значение имеют слова: Боже, Боже мой, внемли Мне, для чего ты оставил Меня (Пс.21:1)? Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания, и потому скрылось от страждущего (кто принудил Его или вначале родиться на земле, или взойти на крест?), но (как говорил уже я) в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно этому усваивает Он Себе и наше неразумие, и нашу греховность, как видно из продолжения псалма, потому что двадцать первый псалом явно относится ко Христу." (Св.Григорий Богослов)
"Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил (Мф.27,46), - Христос изрек как усвоивший Себе наше лице. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставлял Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лице". (Св.Иоанн Дамаскин )
Вот ещё из книги Илариона Алфеева о Григории Богослове:
Все человеческое страдание, которое является результатом грехопадения, воспринято на Себя воплотившимся Словом. В этом контексте воспринимает Григорий слова Иисуса на кресте: "Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" Этот крик богооставленности не означает, что Отец оставил Сына в момент крестного страдания или что Божество Христа разлучилось с Его человечеством, но что Христос принял на Себя богооставленность как наивысшее страдание человека. Это не Сын, разлученный с Отцом, вопиет к Нему, и не человек Иисус, отделенный от Бога Слова, но все человечество в лице Христа взывает к Богу, от Которого оно отпало и к Которому, благодаря крестному подвигу Спасителя, теперь возвращается:
Ибо не Он оставлен Отцом или Своим собственным Божеством, как кажется некоторым, будто бы оно испугалось страдания и потому скрылось от страдающего.., но в Своем (лице), как сказал я, Он изображает наше состояние (typoi to hēmeteron). Ведь это мы были прежде оставлены и пренебрежены, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного.
"Такое же, кажется мне, значение имеют слова: Боже, Боже мой, внемли Мне, для чего ты оставил Меня (Пс.21:1)? Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания, и потому скрылось от страждущего (кто принудил Его или вначале родиться на земле, или взойти на крест?), но (как говорил уже я) в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно этому усваивает Он Себе и наше неразумие, и нашу греховность, как видно из продолжения псалма, потому что двадцать первый псалом явно относится ко Христу." (Св.Григорий Богослов)
"Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил (Мф.27,46), - Христос изрек как усвоивший Себе наше лице. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставлял Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лице". (Св.Иоанн Дамаскин )
Вот ещё из книги Илариона Алфеева о Григории Богослове:
Все человеческое страдание, которое является результатом грехопадения, воспринято на Себя воплотившимся Словом. В этом контексте воспринимает Григорий слова Иисуса на кресте: "Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" Этот крик богооставленности не означает, что Отец оставил Сына в момент крестного страдания или что Божество Христа разлучилось с Его человечеством, но что Христос принял на Себя богооставленность как наивысшее страдание человека. Это не Сын, разлученный с Отцом, вопиет к Нему, и не человек Иисус, отделенный от Бога Слова, но все человечество в лице Христа взывает к Богу, от Которого оно отпало и к Которому, благодаря крестному подвигу Спасителя, теперь возвращается:
Ибо не Он оставлен Отцом или Своим собственным Божеством, как кажется некоторым, будто бы оно испугалось страдания и потому скрылось от страдающего.., но в Своем (лице), как сказал я, Он изображает наше состояние (typoi to hēmeteron). Ведь это мы были прежде оставлены и пренебрежены, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного.
-
- Забанен
- Сообщения: 460
- Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 22:47
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как правильно понять
"когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого..."
т.е. получается на безводных местах нечисть обитает, в пустынях, и в космосе (на луне дожди не идут, и на марсе). Так?
И еще, тогда надо беречь себя еще внимательнее, так и будут ждать, чтобы вернуться, и уже не одним. Так?
А под водой в океане нет нечести? Или есть? А? Я думаю есть, потому что вода соленая.
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого..."
т.е. получается на безводных местах нечисть обитает, в пустынях, и в космосе (на луне дожди не идут, и на марсе). Так?
И еще, тогда надо беречь себя еще внимательнее, так и будут ждать, чтобы вернуться, и уже не одним. Так?
А под водой в океане нет нечести? Или есть? А? Я думаю есть, потому что вода соленая.
-
- Забанен
- Сообщения: 460
- Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 22:47
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как правильно понять
А к чему все? Обратите внимание.
я конечно точно не знаю, но думаю может имеет больший смысл крещения водой, вобщем детей-младенцев крестить имеет смысл, потому что написано же выше, т.е. Святой воды боятся нечести всякие, и тем противятся и отвращаются от Дара Божьего во спасение.
Golos писал(а):"когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
...
я конечно точно не знаю, но думаю может имеет больший смысл крещения водой, вобщем детей-младенцев крестить имеет смысл, потому что написано же выше, т.е. Святой воды боятся нечести всякие, и тем противятся и отвращаются от Дара Божьего во спасение.
- Ewe
- Генерал-администратор
- Сообщения: 19096
- Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как правильно понять
Как пишет святитель Феофан Затворник, святыня (в том числе и святая вода) имеет силу лишь для тех людей, которые стремятся жить по вере - стремятся стяжать покаяние, смирение, стремятся служить людям, творить дела милосердия. Если ничего этого нет, то благодать крещения (и причастия тоже!) не спасет: она не действует автоматически, как талисман.
Думаю, так же и при крещении детей: они не получают благодать автоматически, но по вере тех, кто их крестит, по вере восприемников и родителей, которые будут воспитывать их в христианских добродетелях.
Что же касается свойств именно воды как субстанции крещения... Думаю, неполезно исследовать нам телесную природу святой воды, а большее внимание лучше уделять духовной сущности самого Таинства Крещения.
Думаю, так же и при крещении детей: они не получают благодать автоматически, но по вере тех, кто их крестит, по вере восприемников и родителей, которые будут воспитывать их в христианских добродетелях.
Что же касается свойств именно воды как субстанции крещения... Думаю, неполезно исследовать нам телесную природу святой воды, а большее внимание лучше уделять духовной сущности самого Таинства Крещения.
Боже наш, помилуй нас