О Священном Предании.АнастасияZ писал(а):хорошо
Господь дал Свое откровенное учение, которое есть в Священном Писании для нашего спасения, для Богопознания и выстраивания всей нашей жизни по заповедям Божьим. Но Писание сложно для понимания нецерковного человека, раскрывается не сразу, а в процессе христианской жизни. Оно нуждается в толковании и изъяснении, с целью, чтобы правильно применять его в своей жизни. Таким образом, для правильного толкования и применения Св. Писания нужен духовный опыт Церкви – Священное Предание. Здесь нужно понять, что Писание вторично, Предание первично, т.к. возникло до того, как появилось первое письменное упоминание о жизни Церкви. Предание, говоря простым языком от слова "передавать" из уст в уста т.е. на слух, из поколения в поколение, от отца к сыну передавались откровения пророков, через которых Господь обращался к людям после грехопадения.
Священное Предание - объясняет Св. Писание, раскрывает смысл таинств и определяет строй жизни Церкви - литургический и канонический; формирует догматическое и нравственное учение Церкви и содержит опыт спасения христиан. Священным Преданием мы приобщаемся полноте церковной жизни, без него и Св. Писание становится непонятным и Таинства не могут быть приняты и усвоены как должно.
Цель Св. Предания - снабдить нас, людей, живущих в конкретный исторический момент, реальным опытом жизни Церкви, раскрыть для нас смысл, научить правильно воспринимать Откровение Божие, и вообще - указать нам, как жить духовной христианской жизнью.
Христианство - это внутренняя жизнь души со Христом в Св. Духе, а все внешнее в Церкви только служит этому, не более того.
Авторитетным источником для Церкви является не всякое предание, прилипшее к Церкви за 2000 лет, а только Священное Предание. «Священность» - не просто красивое пышное слово. Как Священное Писание делается священным потому, что оно - плод прямого действия Святого Духа (богодухновенность Писания), так и Предание только то священно, которое также есть прямое действие Св. Духа в Церкви.
Священное Предание есть духовный опыт Церкви, опыт истинной веры и подлинной христианской жизни. Св. Предание есть действие Св. Духа в Церкви, 1) зафиксированное в постановлениях Вселенских Соборов, догматическом и нравственном учении Церкви, выраженном в согласном мнении св. отцов, и 2) существующее в виде основ литургического, канонического устроения церковной жизни. Св. Предание продолжается и осуществляется в каждом христианине, если, конечно, он идет правильным путем духовной жизни.
Смысл существования Церкви на земле - приводить людей ко Христу действием Св. Духа в Таинствах, указывать путь ко спасению, преподавая учение Христа Спасителя.
Именно этот, вечный и неизменимый Дух, дух любви, правды и свободы, живущий в Церкви, и есть ее суть. Выражение этого Духа, его оформление в те или иные формы и есть Священное Предание Церкви.
Важно научиться отличать Священное Предание от церковного или исторического и чтобы не впасть в сомнение есть два критерия для определения того, является церковное явление именно Священным Преданием, или нет.
1). Всякое явление, принимаемое нами в качестве такового, должно корениться в Св. Писании, соответствовать ему, не противоречить ему.
2). Так как Церковь есть вместилище Св. Духа, Духа любви к Богу, Духа Истины, свободы и чистоты, - то всякое явление, принимаемое нами как Св. Предание, должно быть исполнено тем же Духом. Яснее всего этот Дух выражен в Литургии, Таинствах и освятительных чинах Церкви.
Если эти два условия не выполнены, то предание не является Священным,
Но есть еще третий критерий. Символ Веры. Церковь - едина, святая, соборная и апостольская; и Св. Предание, поскольку оно - Предание Церкви и авторитетный источник для неё, тоже должно быть: 1) единым - общим для всех христиан, 2) святым - иметь целью освящение людей, 3) соборным, - т.е. таким, в отношении чего есть вселенское согласие, 4) апостольским - т.е. содержать то, что положили в Церковь Апостолы, но не привносить в Церковь ничего нового.
Настоящим, подлинным и единственным хранителем Св. Предания является Дух Святой; Сам Бог; Сама Церковь. Церковь хранится Духом Святым: Он - Гарант ее Предания. Смысл христианства - в стяжании Святого Духа, как говорит Писание; чтобы дать Ему место действовать в нас.
Не просто народ, а христиане, носящие в себе, (стяжевающие в себе) Дух Святой, - являются хранителями Предания. Они и есть Св. Предание, осуществление его.
Бог хочет от нас действия, личного духовного усилия, направленного на то, чтобы понять, увидеть действие Духа Святого в Церкви, и приобщиться Ему. И это требует от нас ответственности, личной деятельности. Так устроена Церковь: в ней всё для того, и только для того, чтобы человек, - не народ, а в первую очередь «я» - нашел Бога, обрел Христа, приобщился Святому Духу. Для этого Таинства, для этого Св. Писание, об этом говорит, и это и есть священное Предание.