Здравствуйте!
При чтении некоторых источников у меня возник вопрос о святых Домнине, Веронике и Просдоке.
- "Евсевий, еп. Эмесский, рассказывая о мученической кончине святых, вложил в уста Домнины пространное увещание о правомерности самоубийства при подобных обстоятельствах".
- "Примечательно, что Иоанн Златоуст - и, видимо, его слушатели - был убеждён, что они намеренно покончили с собой, а не пали жертвой бурного течения; (...) не просто похвалил их за самоубийство, он даже назвал Домнину священником".
- "Мц. Пелагия, подобно Домнине, Веронике и Просдоке, добровольно лишила себя жизни (...)".
- "Блж. Августин в кн. «О граде Божием» пытается оправдать добровольную смерть Домнины и ее дочерей прямым повелением Господа".
Раньше ещё просто статья попадалась о Марине Цветаевой: "Относительно М.Цветаевой есть основания полагать, что совершенное ей самоубийство произошло в результате того давления,которому она подвергалась в последнее время своей жизни со стороны властей и окружающего общества.По этой причине Церковь снизошла к ней и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 г по Марине Цветаевой была совершена Панихида".
У меня, тем не менее, немного в голове не укладывается, как в этом вышеописанном совместимы сама христианская мораль и идея суицида. Почему такой неоднозначный подход к действию на разных людей и на их поступки "давления со стороны властей и окружающего общества"? Почему в 1-м случае суицид - героизм и подвиг, а во 2-м к Цветаевой проявили снисхождение через столько лет после смерти? Не могли бы для меня пояснить, пожалуйста?
Заранее спасибо!
О святых-самоубийцах
-
- Священник
- Сообщения: 645
- Зарегистрирован: 23 июн 2008, 12:12
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Московская обл., г.Климовск, храм Всех святых
Re: о святых-самоубийцах
Христос воскресе!
Ответом на твой вопрос являются слова Христа: "Нет больше той любви, кто душу положит за други своя"... Когда "за други своя" или ради верности Господу - это действительно святое самопожертвование. А когда от уныния, отчаяния и маловерия - страшный непрощаемый грех.
Про Марину Цветаеву ничего не могу сказать по своей неосведомлённости...
Храни Господь!
Ответом на твой вопрос являются слова Христа: "Нет больше той любви, кто душу положит за други своя"... Когда "за други своя" или ради верности Господу - это действительно святое самопожертвование. А когда от уныния, отчаяния и маловерия - страшный непрощаемый грех.
Про Марину Цветаеву ничего не могу сказать по своей неосведомлённости...
Храни Господь!
- Andvari
- Забанен
- Сообщения: 981
- Зарегистрирован: 01 апр 2010, 06:34
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Присутствуют мысли о самоубийстве - не хочу получить помощь
- Откуда: Тюмень
Re: О святых-самоубийцах
Здравствуйте!
С другой стороны, на одном из церковных съездов (кажется, в пятом веке нашей эры, не помню точно) было однозначно осуждено любое самоубийство, в том числе мученичество (оно было приравнено к таковому), как не приносящее непосредственной пользы ни Церкви, ни людям.
Деления христианства на ветви тогда ещё не существовало...
Существует предположение, что это было связано с необходимостью хоть как-то обуздать возросшее в то время количество самоубийств среди христиан (большинство понимали учение Церкви превратно, и накладывали на себя руки, чтобы "быстрее вкусить райское блаженство" - уже позже самоубийство было однозначно заклеймено как страшнейший грех)
Скажите, а как относится Церковь к факту мученичества сейчас? Всё же не считает его самоубийством?
С другой стороны, на одном из церковных съездов (кажется, в пятом веке нашей эры, не помню точно) было однозначно осуждено любое самоубийство, в том числе мученичество (оно было приравнено к таковому), как не приносящее непосредственной пользы ни Церкви, ни людям.
Деления христианства на ветви тогда ещё не существовало...
Существует предположение, что это было связано с необходимостью хоть как-то обуздать возросшее в то время количество самоубийств среди христиан (большинство понимали учение Церкви превратно, и накладывали на себя руки, чтобы "быстрее вкусить райское блаженство" - уже позже самоубийство было однозначно заклеймено как страшнейший грех)
Скажите, а как относится Церковь к факту мученичества сейчас? Всё же не считает его самоубийством?
О Цветаевой...насколько известно мне, в некоторых случаях действительно допускается отпевание...если доказано, что самоубийца действовал не по своей воле или не осознавал своих действий...ну и в уже сказанных отцом игуменом случаях - самопожертвование и т.д....на деле чаще всего такое происходит с очень известными или очень богатымиСвёль писал(а):
У меня, тем не менее, немного в голове не укладывается, как в этом вышеописанном совместимы сама христианская мораль и идея суицида. Почему такой неоднозначный подход к действию на разных людей и на их поступки "давления со стороны властей и окружающего общества"? Почему в 1-м случае суицид - героизм и подвиг, а во 2-м к Цветаевой проявили снисхождение через столько лет после смерти? Не могли бы для меня пояснить, пожалуйста?
Efter regnet kommer solsken.
После дождя приходит солнце.
После дождя приходит солнце.
-
- Священник
- Сообщения: 645
- Зарегистрирован: 23 июн 2008, 12:12
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Московская обл., г.Климовск, храм Всех святых
Re: О святых-самоубийцах
Почему Церковь должна изменять свои подходы к святости и греху? сие неизменно... И если доказано что человек претерпел мучения и смерть Христа ради - сие есть святая кончина... Даже когда внешне выглядит как самоубийство. Скажем, святитель Василий Великий описывал самоубийство девушек-девственниц христианок, знавших, что варвары, взявшие их город, будут надругиваться над ними и нарушат данные ими обеты. Церковь их считает не самоубийцами, а исповедницами. Но это, без сомнения, исключительные случаи.