31.ВОЛЯ
Видела сон, в котором ужасно злилась из-за пустяка. Я, конечно, человек грешный, но наяву я из-за таких пустяков не злюсь. Задумалась, почему же я, та же самая я, во сне просто тряслась от злости из-за абсолютной ерунды.
Спросила об этом священника. Он ответил, что во сне человек не имеет своей воли и бесы могут его водить и через него действовать, поэтому мы так и готовимся ко сну, ограждая себя и помещение молитвой и крестным знамением. И сумасшедшие не имеют своей воли, их тоже бесы водят.
После этого подумала: в аду человек тоже не имеет воли и полностью находится во владении бесов – вот они вечные мучения.
32.МОГИЛЬЩИКИ
Сижу на скамейке, жду трамвая. Подходят два мужичка:
-Можно на скамейку сесть?
-Садитесь, скамейка общая.
-Извините, мы выпимши.
-А зачем вы в такую жару пьете с самого утра?
-Нам иначе нельзя, мы – могильщики. Попробуйте сами могильщиком поработать!
33.САМООПРАВДАНИЕ
Перечитываю Паисия Святогорца. Читаю о самооправдании:
«Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда — даже если прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются.
К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. "Бог мне помог, — говорит такой человек, — однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым". Таким образом, человек со строгостью осуждает себя и со снисхождением судит ближнего. Или, увидев в ближнем какой-то — большой или малый — недостаток, такой человек оправдывает его, включая в работу добрые помыслы. Он думает о том, что и сам имеет недостатков, которые заметны другим. Ведь если копаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдывание ближнего станет очень легким делом.»
«Самооправдание — это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Человек должен не только не оправдываться, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: "Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?", Адам не сказал: "Да, Боже мой, согреших", но стал оправдываться: "Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел". Тем самым он все равно сказал Богу: "Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты". Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: "Змей прельстил меня". Если бы Адам сказал: "Согрешил, ошибся, Боже мой", если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать.»
Купаюсь в его словах, как в родниковой воде, и вдруг:
«Знаете, как я намучился с одним таким человеком! "То, что ты делаешь, не лезет ни в какие ворота, — увещевал я его. — Тебе необходимо обратить внимание на некоторые вещи, ты совсем отбился от рук, тебе следует поступить так-то и так-то..." Однако он находил себе оправдание в ответ на каждое мое слово, а в конце разговора еще и заявил: "Ты так и не сказал, что мне нужно сделать!" — "Золотой ты мой, — опешил я, — о чем же мы тогда толкуем столько времени? Мы говорим о твоих ошибках, о том, что ты зашел не туда, куда нужно, но ведь ты без остановки оправдываешься. За те три часа, пока мы беседуем, ты меня всего вымотал! Довел до белого каления! Ну разве я не сказал, что тебе нужно сделать?"
Вот так: ты приводишь человеку соответствующие примеры, поясняя, что относиться ко всему так, как относится он, — это сатанинский эгоизм, предупреждаешь, что он подвергается бесовским воздействиям и если не изменится, то погибнет, — а он после всего этого заявляет, что ты так и не сказал, что ему нужно делать! Нет, правда, разве тут не выйдешь из себя? Если человеку на все наплевать, то он в таких случаях не расстраивается. Что бы ни произошло, все для него мелочи жизни. Однако если у тебя нет равнодушия, то в подобных ситуациях просто взрываешься.»
Но ведь это чистешее самооправдание и осуждение другого человека.
Если даже у великого старца такое могло проскользнуть, то как же нам, обычным людям, надо беречься и проявлять внимание, чтобы не утонуть в этом болоте.
34.СВОЯ ПРАВДА
Медсестры возмущались капризным пациентом. Он, такой-сякой, накатал на них жалобу, что они ему вену пропороли, а они ему этим уколом жизнь спасли, так что он должен благодарить их по гроб жизни, а не жалобы писать.
А вот если бы пациент благодарил медсестер за спасенную жизнь, а сестры казнили себя за пропоротую вену...
35.О КРИТИКЕ
Представьте себе слепорожденного, который не знает, что такое живопись, и считает хорошими картинами те картины, которыми удобно накрывать бочку с капустой, а плохими - те, которыми неудобно накрывать бочку с капустой.
Это образ атеиста, рассуждающего о Церкви.
36.НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА
Возникла неразрешимая ситуация – не все ситуации можно разрулить, иногда и потерпеть приходится. Ничего, притерпелась, даже радуюсь, мол, полезно в терпении поупражняться.
Через некоторое время замечаю, что разные люди обращаются ко мне за советом, причем люди разные, а проблема у всех одинаковая, очень простая и легко разрешимая. Призадумалась, почему у всех проблема та же самая, прямо мистика какая-то. Ба, да это же моя неразрешимая проблема! Но когда мне ее со стороны показывают, ясно видно, что она легко разрешается.
Выполнила тот совет, который давала другим людям – и неразрешимая проблема перестала существовать.
"Это ты сгоряча думаешь, что твоему горю пособить нельзя. На одну только смерть лекарства нету."