АнастасияZ писал(а):Иерей Олег Давыденков. "Догматическое богословие". Раздел 1
Эта тема посложнее, я и сам уже забывать стал, вот благодаря вам снова прохожу с удовольствием этот материал.
Каноны: Поскольку жизнь Церкви многогранна и церковное устройство сложно, то необходима область знания, регламентирующая жизнь Церкви и жизнь христиан как в дисциплинарно - правовой, так и в нравственной областях. Эта регламентация отражена в канонах Церкви.
Каноны – это свод церковных законов, состоят из неизменной догматической составляющей (основы, фундамента) и, содержат в себе преходящие моменты, обусловленные исторической конкретной ситуацией. Своими словами – это правила внутрицерковной жизни, которые сформировались с 883 г. и по прежнему актуальны.
Догматы: Здесь, своими словами трудно выразить всю полноту догматического богословия как науки, поэтому приведу выдержки, важные для меня лично. Церковь имеет богочеловеческую природу, она одновременно и небесная, и земная. Свою основу Церковь имеет в Боге и, вместе с тем, она проходит историческое бытие на земле. Церковь сочетает в себе два свойства: неизменяемость, которая происходит от Бога, и изменчивость, зависящую от исторических условий. Неизменные истины - их источник сам Бог - это догматические источники. Православное догматическое богословие - есть наука христианских вероучительных истин (догматов). Первоначально под понятием "догмат" понимались философские аксиомы, т. е. постулаты, не требующие доказательств. В дальнейшем из понятия «догма» были исключены нравоучительные истины, а после V в. догматами стали называть вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались. Только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение, вне Церкви не может быть догматов, потому, что догматы основываются на Откровении, а Откровение даровано Церкви Богом. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распространения Откровения, содержит богооткровенную истину. Именно этим догматы отличаются от научных или философских истин, поскольку берут свою основу от Божественного Откровения. Философские и научные истины основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы человеческого разума, догматы же Церкви основаны на богооткровенных предпосылках, которые черпаются из Божественного Откровения. Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, физики и др. наук о природе и человеке. Другими словами, догматом может называться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана апостолами, догматы абсолютны и неизменны.
Догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, это фундамент, на котором строится духовная жизнь христианина, позволяют человеку религиозно верно организовать свою духовную жизнь.
Признание истинности догматов — это обязанность всех членов Церкви. Церковь относится снисходительно к слабостям человеческого естества, но предельно жестко относится к тем, кто сознательно стремится исказить Церковное учение. Для Православия, всегда был характерен подход — догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения, у католиков проявляется противоположная тенденция — догматизировать все, что только можно догматизировать.
Догматические истины появились по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от искажений. Догматы — это те границы и пределы, которые устанавливает Церковь для человеческого разума, чтобы он, выйдя за эти границы, не уклонился от правильного богопочитания, пределы, которые отделяют истину от еретических искажений и показывают человеческому уму как он должен мыслить о Боге.
Не все истины можно назвать догматическими. Следует отличать от богословских мнений некоторые вероучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, однако имеют значение, не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по то простой причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно.
В качестве заключения приведу, на мой взгляд, важные слова: «Если человек заучил догматическую формулировку о Пресвятой Троице из Катихизиса митрополита Филарета Московского, отсюда вовсе не следует, что он познал, что есть Пресвятая Троица». Поэтому учиться нужно, нужно знать истины, основы православия, но и не забывать делать дела, угодные Богу, жить Церковью…