Простите, что влезаю в ваш разговор, но никак не могу пройти мимо богословской полемики
Если кратко сформулировать отличия эзотерики от какой-нибудь вменяемой религии, то, на мой взгляд, вот они:
1. Любая адекватная религия утверждает, что существует Бог - сверхличность, творец. В то время как эзотерика подразумевает своеобразную "самосборку мироздания". Да, эзотерика обожествляет мироздание, но скорее подразумевает рациональность "разумной вселенной", а не иррациональность и любовь Божественной Сверхличности.
2. Эзотерика утверждает, что самая реальная жизнь - именно в нынешнем материальном воплощении. Да, дух первоначален, но никакого "отдельного" духовного мира нет, просто имеется как бы "духовные планы" у видимого мира. Любая же адекватная религия утверждает, что этот мир в его нынешнем состоянии - лишь "инкубатор", в котором происходит созревание человеческой души. Этот мир дает возможность человеку стать богоподобным. Без этого мира и без физического тела эта возможность не была бы достижимой. Некоторые религии подразумевают реинкарнацию (повторные попытки созревания), некоторые - не подразумевают (считая, что попытка единственная), но как правило, подразумевается, что при удачной реализации попытки душа навсегда оставляет этот мир и навсегда поселяется на Небесах. Еще раз, выделено: по эзотерике мир один-единственный - этот, просто есть еще "разные планы бытия", которые требуется постичь. По Православию (я мне эта религия кажется наиболее правильной, иначе бы я ее не исповедовал) этот мир - не таков, каким должен быть. Он испорчен, сломан, функционирует неправильно в результате грехопадения человека. Еще мне очень нравится индуистское мировоззрение на сей счет - этот мир является "наваждением", "майей", "ненастоящим", "пародией на сверхреальность". В принципе, по сравнению с тем миром, который был изначально создан Богом, нынешний мир в какой-то мере можно считать "пародией". В Православии вместе с тем, как человек может стать богоподобным, так и мир может вернуться к своему первоначальному, неиспорченному виду. В любом случае
мир не таков, каким ему надлежит быть.
3. Эзотерика делает ставку на развитие сверхспособностей человека (работу над внешними проявлениями), в то время как любая адекватная религия делает ставку на работу внутреннюю, на движения духа. Если человек в процессе духовного делания вдруг становится чудотворцем - чтож, это хорошо, но чудотворец работал над собой не ради чудотворства.
4. Эзотерика подразумевает абсолютность воли человека - дескать, человек способен достичь любой высоты в самосовершенствовании, достаточно просто трудиться над собой. Большинство религий же утверждает, что для "спасения души", "обретения святости", "обретения благодати", "просветления" необходима еще и воля Бога. Да, человек в силах (более того, должен) над собой работать, но это - лишь человеческие усилия, для спасения же требуется еще и Божья воля. Иными словами, эзотерика обожествляет человека, противопоставляя его Богу. Нормальные религии же пытаются направить человека на жизнь в ладу с Богом.
Так что, если сгруппировать все это, то эзотерика обманчиво фокусирует все внимание на ЭТОМ, материальном мире. А любая адекватная религия фокусирует внимание на сверхреальности, считая этот мир временным, ненастоящим или ненадлежащим.
На всякий случай напомню, что в христианстве князем мира сего является... Тот, чьего имени стараются не упоминать.
В эзотерике встречаются ценные жемчужины смысла, но вот именно вот эта общая направленность весьма губительна.
Ну и коллеге-программисту могу просто порекомендовать не отождествлять себя со своим умом

Интеллект и сознание - совсем не одно и то же. Есть масса всего, что можно пережить, но нельзя объяснить даже себе. А вот так вот. Переживаешь, и все понимаешь. Пока не пытаешься облечь в слова или образы. А вот тут-то и сбой: не облекается это ни в образы ни в слова. Интеллект бессилен здесь...
Искренне желаю побольше такого всего пережить
